Музеи и Выставки

ФЕСТИВАЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ИСТРЕ

Великолепный и незабываемый праздник классической музыки – фестиваль «Лето.Музыка.Музей», вот уже в 7-ой раз прошел в подмосковной Истре.

В этом году программу посветили Сергею Дягилеву и его Русским сезонам, а так же композиторам и деятелям искусства, чьё творчество способствовало триумфальному  восхождению всего русского в мировое пространство. Первое место в этом ряду по праву  принадлежит П.И. Чайковскому и его концерту №1 для фортепиано с оркестром. Из всей русской музыки великий гений первым завоевал сердца слушателей в Европе и Америке, а его сочинение продолжает и сейчас оставаться символом открытой миру русской культуры.

Победными и радостными аккордами первой темы концерта, как архитектурным порталом в мир искусства, открылся первый вечер фестиваля. Более тысячи зрителей внимали торжественным звукам  русского шедевра, которые великолепно сочетались с панорамой  Ново-Иерусалимского монастыря, — под  его стенами и разворачивалось действо. Играл в полном составе государственный оркестр имени Светланова,  дирижировал художественный руководитель проекта Дмитрий Юровский, за роялем солировал пианист Николай Луганский, ставший за годы сотрудничества с проектом, настоящим кумиром местной публики. В последующие вечера выступали не менее известные оркестровые коллективы и солисты: Российский национальный оркестр под управлением Клемана Нонсьё, скрипач Павел Милюков. Виолончелисту Александру Рамму выступить не пришлось из-за погодных условий и предупреждений МЧС, зато два последних вечера состоялись, и на сцене завораживали публику хор, оркестр и ведущие голоса Государственного академического Большого театра России, что и явилось кульминацией праздника.

Ежегодные мероприятия фестиваля  — это не только концерты, но и выставки музея,  где самая новая обязательно  связана с общей программой праздника. В этом году работали  просветительские лектории и мини-конференции, на которых любознательные зрители могли общаться с известными музыковедами, дирижерами и артистам. «Растим свою публику… развлекая, образовываем» — определяет кредо проекта президент фестиваля, директор Московской областной филармонии Максим Дунаевский. 

Проект Московской областной филармонии, осуществляемый совместно с историко- художественным музеем Новый Иерусалим при поддержке министерств культуры РФ и Московской области привлекает публику не только звездным составом участников, но и  своими программами, выстроенными в единой концепции, в которых давно написанные произведения становятся вдвойне актуальными и созвучными текущим дням.

Во втором отделении первого вечера зрителей погружали в Русские сезоны  Сергея Дягилева, которые в начале прошлого столетия перевернули представление о русской культуре и задали тренд на всё русское за рубежом на весь век ХХ. Звучали симфонические, оперные и балетные шедевры в комбинации с работами великих художников Бакста и Рериха, проецируемых на задник сцены. Составители программы ориентировались и на юбилейные даты главных действующих лиц тех проектов, пришедшихся на этот год: композиторов Римского-Корсакова и Мусорского, танцовщика и хореографа Нижинского, художника Николая Рериха. В этом году мир также отмечает 100 лет со дня смерти художника Бакста и 95-ю годовщину самого Дягилева.

Как всегда подогревал интерес зрителей музыковед и бессменный ведущий фестиваля Ярослав Тимофеев, предваряя каждый номер захватывающим экскурсом в историю создания опуса, биографическим фактам композиторов, или путешествием по музыкальным  стилям и направлениям.

Первой звучала «Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна» Дебюсси, на музыку которой Вацлав Нижинский поставил свой первый одноактный балет, премьера которого состоялась в 1912 году в рамках Русских балетов Дягилева. Музыка Дебюсси,  написанная за 18 лет до этого, к тому времени уже являлась символом модернизма в музыке. Композитор применил совершенно новый подход в изображении литературного сюжета посредством тонкой оркестровки. Он предложил флейте играть в низком регистре и тем самым открыл в её звучании новые, неизвестные до него, эротические краски. Чувственное соло инструмента на фоне переливов арфы вводит слушателей в мир пасторальной античности, краткие дразнящие мотивы валторн передают любовное томление Фавна. Нимфы только что купались в ручье, но исчезли, и лишь одна обронила прозрачный шарфик. Фавн засыпает, но продолжает грезить о предметах своего вожделения. Премьера наделала много шума, а постановщику и исполнителю главной партии Вацлаву Нижинскому принесла славу новатора балетного искусства.

Накал эмоций шел по нарастающей. Предложенные публике «Половецкие пляски» Бородина  затянули слушателей в мир былинного эпоса. Этот фрагмент из недописанной оперы «Князь Игорь, наряду с 1-ым концертом Чайковского, стал еще одним из самых узнаваемых  русских хитов в мире классической музыки. Лирические мотивы песни плененных девушек «Улетай на крыльях ветра» чередуются с неудержимым напором и темпераментом дикого племени.  Дягилев включил балет «Половецкие пляски» в хореографии Михаила Фокина и  декорациях и костюмах Николая Рериха в свой первый Русский сезон в Париже, премьера которого прошла в театре Шатле в 1909 году. Свежая необычная музыка потрясла парижан. Собственно с этого балета и началась экспансия русской культуры на Запад. Артисты блистали в Париже и Монте-Карло, Лондоне и Нью-Йорке, Риме и Женеве. Потрясающие костюмы и декорации, музыка и художественный рисунок танца заставили Европу сходить с ума по русскому стилю.

Ну а самый яркий и зажигательный хит – сюита из балета Стравинского «Жар птица», был оставлен на завершение вечера. Для Дягилева этот балет стал первым на тему русских сказок, и пользовался наибольшей популярностью в его сезонах. В основе либретто — столкновение светлых сил, которые олицетворяют Иван-царевич и Жар-птица, с темными силами Кощея и конечное торжество светлого царства.  Однако все сюжетные ходы стали лишь предлогом для создания волшебных картин зачарованного царства и образа ослепительно прекрасной птицы, —  все это лежит  в основе музыкальной драматургии. Сюиту открывают сумрачные «ползущие» звучания вступления, рисующего зачарованный зловещий сад Кащея. На фоне глухого рокота большого барабана, словно извивающиеся змеи, движутся фигурации низких струнных, пианиссимо вступает мелодия  двух тромбонов. То тут, то там слышатся судорожные всплески струнных. Но вот, как взмахи огромных крыльев, раздаются красочные всполохи оркестра. Звучит фантастический, причудливый «Пляс Жар-птицы». «Музыка эта горит, пылает, бросает искрами. Это то, что мне надо было для огневого образа в балете», — писал хореограф Михаил Фокин. Премьера балета состоялась в 1910 го в парижском театре на Елисейских полях. Успех был колоссальным. В один день ранее никому не известный русский композитор Игорь Стравинский стал знаменитым.

Уже спустилась ночь, когда зрители покидали зал под открытым небом, и они покидали его с желанием вновь и вновь возвращаться на встречи с настоящим искусством и прекрасной музыкой.   Елена Белякова

ПРАЗДНИК СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Среди разных специализаций  журналистов особое уникальное направление – уметь ярко, интересно рассказать о спорте. B в красных датах календаря  2-ого июля по традиции отмечается Международный день спортивного журналиста, который был учрежден по инициативе Международной ассоциации спортивной прессы.

Дата для праздника выбрана не случайно: в этот день в 1924 году на конгрессе в Париже перед открытием VIII летних Олимпийских игр была создана Международная ассоциация спортивной прессы (AIPS), которая ныне объединяет более полутора сотен национальных союзов.

2024 год — сотый для организации, где Россия по праву занимает заметное место. Федерация спортивных журналистов России всегда отмечает профессиональный праздник, пользуясь поводом для объединения профессионального сообщества. 

Именно в этот день в Москве в ресторане Royal PLovE состоялась церемония чествования известных спортивных журналистов России, внесших заметный вклад в развитие современной спортивной журналистики   

 Среди них — Евгений Чен, Николай Долгополов, Павел Садков, Леонид Трахтенберг, Александр Любимов и др. Мероприятие носило и вкусный и сладкий характер.

На столах был разложены надписи в форме конфет. ФСЖР, AIPS, 2 July, Форвард, Royal PLovE. ФСЖР — Федерация спортивных журналистов России.

AISP — Международная ассоциация спортивной прессы.

2 July — Международна ассоциация спортивной прессы была создана 2 июля 1924 года. Форвард — российская  компания, сертификаты которой журналистам вручались.

Royal PLovE — ресторан, в котором проходило мероприятие. Атмосфера была очень праздничная и дружелюбная.

Все эти причисленные выше  сокращения слов  были выложены на столе из самых лучших шоколадных конфет. Поэтому вечер можно вполне назвать еще и сладким.

В качестве награды журналисты получили подарочные сертификаты от компании «Форвард», многолетнего экипировщика национальных сборных команд страны, надежного партнера Федерации спортивных журналистов. Ветеранов спортивного журналистского цеха поздравили знаменитые спортсмены и тренеры, а также 

президент Федерации спортивных журналистов России Дмитрий Тугарин.

Дмитрий Тугарин наградил генерального секретаря ФСЖР Маргариту Балакиреву и заместителя главного редактора «Комсомольской Правды» Павла Садкова.

Чемпионка и рекордсменка мира в залах Иоланда Чен вручила награду своему отцу, известному комментатору Евгению Чену. Кстати, папа — Чен рекордсмен мира в залах и участник Олимпиады — 1956.

Уникальный футбольный наставник Борис Игнатьев (тренировал все  сборные России от первой — до юношеской!) презентовал награды комментатору Андрей Полосину и Николаю Зуеву, который чаще всего пишет о теннисе, сам играет в теннис и считает самым лучшим президентом Федерации — теннисного руководителя Шамиля Тарпищева.

Бронзовый призер чемпионата мира по футболу Владимир Пономарев передал награды фотографу Александру Черных и известному футбольному обозревателю Леониду Трахтенбергу.

Легенда отечественного велоспорта Александр Гусятников «обрадовал» одного из лучших фотографов страны Роберта Максимова и Александра Любимова, который по совместительству был организатором и ведущим этой праздничной встречи..

Трэш-Авангард- мир образов Юрия Уляшева в Fine Art Gallery

До конца апреля в Fine Art Galley на Винзаводе проходит персональная выставка работ Юрия Уляшева «Трэш-авангард». Пятнадцать полотен и эскизы из серии «Родом из детства» созданы художником за последний год под чутким кураторством Анастасии Кузнецовой-Руф и Ивана Коршунова.

На вернисаже 13 апреля художник рассказал об истории создания каждой картины, в которых происходит переосмысление традиций русского авангарда и супрематизма через соединение со знакомыми с детства образами поп-культуры.

Уход от академических канонов и традиций к экспериментам — увлекающий зрителя формат, где среди простых геометрических форм возникают персонажи всемирно мультфильмов.

Знакомые образы из советских и американских мультфильмов — культурный код, узнаваемый всеми людьми мира, — помещены среди кругов, конусов и линий. Вот Чебурашка, робко выглядывающий из края картины, как из ящика с апельсинами («Я понесу чемодан, а ты понесешь меня»). А вот Супермен, парящий в ночном небе («Лети, мечтай!»). За каждым полотном — личная история автора.

Юрий вспоминает мультфильмы по телевизору, первые видеосалоны, нескончаемые прогулки с друзьями в полярный день (рос на Крайнем Севере) и, конечно, время, проведенное в мастерской у бабушки — художницы крупнейшего металлургического комбината «Криворожсталь».Себя он изобразил в виде Умки, любующимся северным сиянием, ребенком, смотрящим на мир широко открытыми глазами и верящим в то, что чудеса вокруг нас («Вечное сияние Крайнего Севера»). А ещё Винни-Пухом, улетающем на воздушном шаре высоко в небо («Пятачок, смотри, она вертится!»).

Находка художника – соединение предметности и образности является новым арт-направлением, которое активно приковывает интерес любителей современного искусства и коллекционеров.

Выставка заинтригует как уже опытных любителей современной живописи, так и тех, кто только начинает посещать галереи, содержание картин идеально для знакомства детей с современным искусством.

«Художник не случайно сводит в своем творчестве традиции русского авангарда и взгляд на современную культуру, подчёркивая очевидную, но важную мысль, что корни любого человека закладываются глубоко в детстве, а одним из проявлений визуального ряда детства являются любимые всеми герои мультипликации», — Анастасия Кузнецова-Руф, художник, член Московского союза художников, президент артистического общества «Ассамблеи искусств, куратор выставки «Трэш-авангард».

Анализируя жизненный опыт на этапе зрелости, художник возвращается в своих полотнах в детские ощущения. Все мы родом из детства, каждый учился жить и проходил свою социализацию: взаимодействие с другими людьми, дружбу, работу, отношения с религией, любовь, семью, достижения и промахи, работу над ошибками, принятие себя. 

«Я как будто заново открываю для себя и для своих зрителей работы Кандинского, Малевича, абстракционизм с супрематизмом и вообще всю эту эпоху русского авангарда, для которого настало новое время. Буду продолжать историю русского авангарда, потому что не все слова сказаны», — говорит Юрий Уляшев о своих работах.

В профессиональную живопись, по меркам искусства, пришёл поздно — в 33 года. Сразу приходят на ум аналогии с Василием Кандинским и Энди Уорхолом.  Кандинский, как известно, изначально посвятил себя юриспруденции. А Уорхол, также как и Юрий, долго работал в сфере креативного маркетинга и рекламы.

Директор и основатель Fine Art Galley Марина Образцова уверена: «Сегодня зажигается новая звезда». Галерея, которой в апреле исполняется 32 года, всегда видела своей миссией растить молодых художников и кураторов. Поэтому, по ее словам, так важно, что Юрий Уляшев вливается в коллектив Fine Art Galley. Мы всегда воспринимали молодых художников как членов своей семьи».

Специально к открытию выставки Юрий Уляшев выпустил собственный дроп – коллецию коллекцию футболок Blots by Yuri Ulyashev.

Окунуться в красочный мир образов Юрия Уляшева можно до 28 апреля —  https://www.galleryfineart.ru/ru/

Справочно:

Юрий Уляшев – потомственный художник, развивающий и соединяющий концептуальное искусство, поп-арт, пост-ироничную эклектику и авторскую абстракцию. Тема русского конструктивизма раскрывается через призму XXI века и обретает в работах художника новое звучание.  Картины художника представлялись на выставках в России и за рубежом.

Ссылка на коллекцию картин Юрия Уляшева «Родом из детства» (фото в хорошем качестве) — https://drive.google.com/drive/folders/17v0ySk4p2GLLHpfe7Zr3YABg_JKWJsUZ

VINSPIRATION — Эногастрономический салон

Эногастрономический салон «VINSPIRATION 2023» пройдет с 15 по 17 марта 2023 года в московском Гостином дворе. В этом году Салон представит продукцию виноделия России и других регионов мира, а также широкий ассортимент гастрономии и эногастроатрибутики.  Формат Салона дает возможность отечественному потребителю получить уникальный опыт в сфере образования, культуры потребления, сочетания вин и гастрономии, а также знакомства с участниками рынка, включая представителей профильных структур и власти.

Пленарную сессию деловой программы VINSPIRATION 2023 15 марта откроет основной информационный партнёр проекта —  Роскачество. В дискуссии на тему «Алкогольный рынок в современных реалиях»модератором выступит заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. В обсуждении примут участие заместитель руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Денис Гуляев, заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Яна Склярова, исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников, помощник президента национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Ирина Донник, торговый представитель Азербайджанской Республики в РФ Руслан Алиев и президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

«По данным опроса Центра изучения потребительского поведения Роскачества, две трети потребителей (62%) чаще всего покупают российские вина. Каждый третий россиянин (34%) покупает вино хотя бы раз в месяц. Для каждого пятого россиянина (19%) при покупке вина важно, чтобы оно было произведено в России, и только 5% предпочитают выбирать зарубежную винную продукцию. Это говорит об усилении заинтересованности потребителей в российском вине, —  прокомментировала заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. —  Проект «Винный гид России» уже  шестой год помогает потребителям узнавать о хорошем российском вине и позволяет координировать активности российских виноделов, акции в ресторанах и торговых сетях. В апреле Роскачество совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России при поддержке Российской ассоциации экспертов рынка ритейла и Ассоциации виноградарей и виноделов России начнет проведение всероссийской акции «Дни российских вин», которая охватит всех крупных ритейлеров России и самые известные ресторанные сети. Целью акции на протяжении всех лет ее проведения является создание возможностей для потребителей знакомиться с российскими винами во всех каналах продаж».

Второй сессией деловой программы первого дня Салона станет «Эногастротуризм: лучшие маршруты, гиды, отели» — в повестке обсуждение трендов и перспектив развития новых туристических маршрутов и программ по винным регионам России. Своим опытом и идеями поделятся президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, член рабочей группы при комитете по туризму Государственной Думы РФ Елена Порман, руководитель Центра винного туризма WinePark Евгения Константинова, винный журналист, основатель проекта «ПИТЬ НАШЕ» и «ПИТЬ НАШЕ ТУР» Гертруда Кузнецова, бренд-амбассадор компании «Цимлянские вина», член Общественного Союза Индустрии Гостеприимства, эксперт федерального проекта «Мастера гостеприимства» Алексей Матвеенко, представители компании «Кубань-вино», специалист по внутреннему туризму Екатерина Табоякова и винный эксперт Айгюн Атаева.

В дискуссии «Потребительский рынок: развитие, тренды, качество», которая состоится 16 марта, гости Салона смогут услышать мнение вице-президента Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Александра Ставцева, представителей Роскачества, Ассоциации игристых вин, Национальной мясной ассоциации, основателя независимого проекта VIC малого виноделия Виктории Мамичевой, руководителя по региональному развитию «Союза сыроделов, дегустаторов и поставщиков» Юлии Алексеевой, специалистов компаний «ЭкоНива», «Дербент-вино».

Презентации и обсуждение винных рейтингов и гидов пройдут во второй половине дня 16 марта. Свои проекты презентуют глава Союза сомелье и экспертов России, автор гида «Российские вина» Артур Саркисян, основатель винного рейтинга TOP100Wines Игорь Сердюк, представители Роскачества, президент Российской ассоциации кавистов, руководитель компании Wine Incognito Алексей Соловьев. В обсуждении примет участие заместитель директора ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности, член-корреспондент РАН, д.т.н, профессор Александр Панасюк.

Как считает директор ООО «Винэкспо» Инесса Казакова, винные гиды и рейтинги — современные проводники в мир вина: «Критики и эксперты делятся своим опытом и знаниями, давая бесценные рекомендации  тем, для кого важна оценка, кто ценит мнение, авторитет автора или издания. Но всегда важно получить свой опыт: услышать, почувствовать и выбрать свое вино!»

Партнерами и участниками деловой программы вместе с Роскачеством выступят: Торгово-промышленная палата РФ, Совет Федерации, Росалкогольрегулирование, ключевые федеральные ведомства и зарубежные торгпредства, Российская ассоциация сомелье, Российская ассоциация экспертов рынка ритейла, Ассоциация игристых вин, Национальная мясная ассоциация.

Лидер клубного сообщества и информационный партнер VINSPIRATION 2023  — телеграм-канал Алексея Синельникова «Вино и люди», объединяющий любителей вина, виноделов, журналистов, ведущих экспертов отрасли — организует традиционные для своего формата тематические встречи и дегустации в отдельной зоне Салона, попасть на которые можно купив билет на сайте.

То, как идёт подготовка VINSPIRATION, лично меня вдохновляет, — говорит Алексей Синельников. — Мне кажется, большинство организаторов подобных событий держат в голове только одну целевую аудиторию — профессиональных людей вина. Как будто потребитель менее важен. Здесь же он окажется в фокусе внимания организаторов, как и профи. Даже то, что пригласили наше сообщество в партнёры, свидетельствует о нестандартном подходе команды Гостиного двора. Там много чего ещё интересного ожидается. А уж размер и расположение площадки — совершенно впечатляющи.

Двери Салона открыты для всех желающих 18+. На сайте vinspiration.ru и в кассе Гостиного двора можно приобрести билеты на один или все дни работы Салона, а также билеты на мастер-классы и другие программы VINSPIRATION 2023.

Всем, кто интересуется культурой винопития, развитием отрасли, вкусовыми сочетаниями и расширением кругозора в мире эногастрономии, обеспечит вдохновение атмосфера Салона VINSPIRATION 2023. Помимо деловой программы, дегустаций и мастер-классов, гостей ожидают приятные сюрпризы.

Подробности о Салоне на сайте vinspiration.ru

и в социальных сетях проекта:

ЧУВСТВО ДОМА В ТРЕВОЖНЫЕ ВРЕМЕНА

Когда тревожно, в душе обостряется чувство надежного дома. Поэтому неслучайно, что с 25 июля по 30 октября 2022 года в Еврейском музее и центре толерантности открылась фотовыставка «Чувство дома». Проект представил работы 12 фотографов: Димы Жарова, Ольги Изаксон, Марины Меркуловой, Дарьи Назаровой, Юлии Невской, Владислава Некрасова, Станиславы Новгородцевой, Владимира Севриновского, Фёдора Телкова, Юрия Фокина, Станислава Чекмаева, Анастасии Яковицкой. Выставка организована совместно с исследовательским проектом «Заповедник» (Фонд «Общественное мнение»).
Каждая история в экспозиции, показывает, как формируются эмоциональные связи с местом, которое человек называет «домом». Такой рассказ о доме может стать точкой опоры, попыткой найти личные смыслы, которые остаются с нами всегда и везде. При этом под словом «дом» может подразумеваться и родовое гнездо, где жили несколько поколений семьи, и переносной чум, и квартира детства, воспоминания о которой хранятся в каждом из нас, и номер в отеле, в котором пришлось остановиться на несколько месяцев. Это переносит зрителей в разные точки России: от Финского залива до Биробиджана, от полуострова Таймыр до Северной Осетии. Экспозиция будет состоять из пяти тематических разделов: родовое гнездо, дома кочевников, ностальгия по дому, мой дом –– твой дом, сакральный дом. Например, родовое гнездо посвящено людям, живущим из поколения в поколение на одном месте, и тем, кто ищет свои корни и родовые дома сегодня. Здесь представлены фотоистории о родовых башнях Северной Осетии, народе чаты в Новосибирской области, российских казахах в Омской области. Также специально к выставке снят фотосюжет о родовом гнезде –– доме в Подмосковье, принадлежащем на протяжении десятилетий одной семье.

Раздел дома кочевников (дом перекати поле) о тех, кто привык жить без стационарных домов: о кочевниках Таймыра и Тывы, оленеводах Республики Коми и тульских цыганах. О том, как и почему даже самые убежденные кочевники перестают переезжать с места на место, оседают, обустраиваются, отправляют детей в школы и постепенно интегрируются в местные сообщества.
Один из эмоциональных разделов выставки – ностальгия по дому, где рассказано о переселенцах и людях, вынужденных покинуть свои дома, — тех, кто всегда будет тосковать по исторической родине и сохраняет память о ней. Через свои работы фотографы восстанавливают хронику создания Рыбинского водохранилища и показывают затопленные деревни, рассказывают об омских немцах, которым удается сохранять свою культуру вдали от Германии, и евреях, осевших в Еврейской автономной области.
Каждый раздел открывает что-то новое в этом древнем чувстве дома. Так раздел выставки под названием сакральный дом рассказывает о доме, как о, с одной стороны, духовном пристанище и убежище, который может стать храм, с другой — и как об обычной квартире. Оно нередко становится местом, где человек чувствует утешение и защиту, подобно храму. В тревожное время специальной военной операции такой взгляд талантливых работ становится актуальным и востребованным.

Борис Примочкин

ДРАГОЦЕННЫЕ ЧАСЫ И ТАБАКЕРКИ

В Историческом музее открылась уникальная выставка «Драгоценные часы и табакерки». Время понятие загадочное и неуловимое. У каждого поколения свои представления о нем. Свои механизмы измерения прожитого. Воочию заглянуть в материальную сущность часов даже как-то волнительно и необычно.
На выставке были представлены часы и табакерки знаменитых европейских мастеров из собрания Исторического музея. Эти произведения декоративно-прикладного искусства на пике своей моды были необходимой частью туалета, подчеркивающими стиль, чувство вкуса и социальное положение владельца. Над их созданием трудились мастера разных специальностей: часовщики, чеканщики, граверы, эмальеры, воплощая новейшие достижения своего времени. Было бы еще интересней, если бы создатели выставки провели сопоставление прошлых и сегодняшних часов президента, министров, сегодняшних депутатов и руководителей партий. Выставка стала бы контрастней.
«Среди множества разнообразных коллекций, которые находятся в Историческом музее, в отделе Драгоценных металлов хранится значительное собрание драгоценных часов, табакерок и коробочек, которое формировалось на протяжении 150 лет. Подавляющая его часть – это предметы из собрания Петра Ивановича Щукина, одного из крупнейших московских коллекционеров конца XIX – начала ХХ века. В рамках этой выставки мы покажем наиболее яркие и редкие произведения ювелирного искусства», – сказал на пресс-показе директор Алексей Левыкин.

Первые залы выставки посвящены часовому искусству. Помимо истории появления первых механизмов и особенностях их работы здесь можно увидеть самые ранние часы в музейной коллекции – массивные дилижансные часы, изготовленные французским мастером Бержье в начале XVII века. Примерно в 30–40-е годы XIX века благодаря целому ряду усовершенствований часы приобрели уже более плоскую форму и небольшой вес, и модники стали их носить в кармане жилета с использованием цепочки из драгоценных металлов. Дамы носили часы-кольца, а в середине XIX века в моду вошли браслеты со вставленными в центре часами вместо драгоценного камня и броши с часиками, подвешенными на тонкой цепочке. На примере этих предметов декоративно-прикладного искусства можно проследить, как менялись мода, вкус и предпочтения их обладателей.
Коллекция Исторического музея представлена целым рядом драгоценных часов знаменитых часовщиков, но самое значительное место занимают часы всемирно известной французской марки «Бреге» (Breguet), роль которой трудно переоценить в истории становления и развития часового искусства.
Абрахам Луи Бреге – гениальный мастер, известный важными открытиями в области механики и физики, своими инновационными концепциями намного опередивший время. Одним из самых известных и значимых его изобретений является турбийон – механизм, компенсирующий влияние гравитации на точность хода часов. Согласно архивным данным обладателями часов фирмы «Бреге» были императоры Александр I, Николай I и Николай II, а клиентами фирмы стали многие представители русских аристократических семей. Россия оставалась одним из ведущих рынков сбыта для фирмы «Бреге» до 1917 г.

В последнем зале экспозиции представлены бонбоньерки, шкатулки, туалетные коробочки и табакерки. В Европе табак появился в конце XV века и использовался в качестве медицинского средства. Только в XVIII веке употребление табака стало неотъемлемой частью придворного этикета, а табакерки стали одними из самых востребованных предметов куртуазного века: их страстно коллекционировали, стремились получить в дар или в качестве пожалования. Это был не только предмет определенного утилитарного назначения, но и незаменимый церемониальный атрибут, требующий от обладателя виртуозного владения языком жеста, взгляда, движением веера, языком мушек и цветов.

Среди экспонатов представлены различные табакерки из драгоценных металлов, фарфора, черепашьего панциря и редких пород камня.
Чихание в 19 веке было очень популярным. И угостить знакомого новым табачком считалось дружеским жестом. Оно и сегодня никуда не делось. Чихание остается защитным безусловным рефлексом человека и высших животных, обеспечивающий удаление из верхних дыхательных путей пыли, слизи и других раздражителей сильным выдохом, преимущественно через носоглотку, после короткого глубокого вдоха. В отличие от кашля, при чиханье язык прижимается к мягкому нёбу, поэтому форсированный выдох осуществляется через нос. Таким образом, процесс сводится к следующему: предшествующее ощущение щекотания в носу. И в этом наши далекие предки находили особенное удовольствие. На выставке представлена миниатюрная коробочка, которая соединила в себе часы и табакерку, что также позволяет внимательней вглядеться особенности маленьких радостей быта и жизни наших предков.

Борис Примочкин