Музеи и Выставки

ЧУВСТВО ДОМА В ТРЕВОЖНЫЕ ВРЕМЕНА

Когда тревожно, в душе обостряется чувство надежного дома. Поэтому неслучайно, что с 25 июля по 30 октября 2022 года в Еврейском музее и центре толерантности открылась фотовыставка «Чувство дома». Проект представил работы 12 фотографов: Димы Жарова, Ольги Изаксон, Марины Меркуловой, Дарьи Назаровой, Юлии Невской, Владислава Некрасова, Станиславы Новгородцевой, Владимира Севриновского, Фёдора Телкова, Юрия Фокина, Станислава Чекмаева, Анастасии Яковицкой. Выставка организована совместно с исследовательским проектом «Заповедник» (Фонд «Общественное мнение»).
Каждая история в экспозиции, показывает, как формируются эмоциональные связи с местом, которое человек называет «домом». Такой рассказ о доме может стать точкой опоры, попыткой найти личные смыслы, которые остаются с нами всегда и везде. При этом под словом «дом» может подразумеваться и родовое гнездо, где жили несколько поколений семьи, и переносной чум, и квартира детства, воспоминания о которой хранятся в каждом из нас, и номер в отеле, в котором пришлось остановиться на несколько месяцев. Это переносит зрителей в разные точки России: от Финского залива до Биробиджана, от полуострова Таймыр до Северной Осетии. Экспозиция будет состоять из пяти тематических разделов: родовое гнездо, дома кочевников, ностальгия по дому, мой дом –– твой дом, сакральный дом. Например, родовое гнездо посвящено людям, живущим из поколения в поколение на одном месте, и тем, кто ищет свои корни и родовые дома сегодня. Здесь представлены фотоистории о родовых башнях Северной Осетии, народе чаты в Новосибирской области, российских казахах в Омской области. Также специально к выставке снят фотосюжет о родовом гнезде –– доме в Подмосковье, принадлежащем на протяжении десятилетий одной семье.

Раздел дома кочевников (дом перекати поле) о тех, кто привык жить без стационарных домов: о кочевниках Таймыра и Тывы, оленеводах Республики Коми и тульских цыганах. О том, как и почему даже самые убежденные кочевники перестают переезжать с места на место, оседают, обустраиваются, отправляют детей в школы и постепенно интегрируются в местные сообщества.
Один из эмоциональных разделов выставки – ностальгия по дому, где рассказано о переселенцах и людях, вынужденных покинуть свои дома, — тех, кто всегда будет тосковать по исторической родине и сохраняет память о ней. Через свои работы фотографы восстанавливают хронику создания Рыбинского водохранилища и показывают затопленные деревни, рассказывают об омских немцах, которым удается сохранять свою культуру вдали от Германии, и евреях, осевших в Еврейской автономной области.
Каждый раздел открывает что-то новое в этом древнем чувстве дома. Так раздел выставки под названием сакральный дом рассказывает о доме, как о, с одной стороны, духовном пристанище и убежище, который может стать храм, с другой — и как об обычной квартире. Оно нередко становится местом, где человек чувствует утешение и защиту, подобно храму. В тревожное время специальной военной операции такой взгляд талантливых работ становится актуальным и востребованным.

Борис Примочкин

ДРАГОЦЕННЫЕ ЧАСЫ И ТАБАКЕРКИ

В Историческом музее открылась уникальная выставка «Драгоценные часы и табакерки». Время понятие загадочное и неуловимое. У каждого поколения свои представления о нем. Свои механизмы измерения прожитого. Воочию заглянуть в материальную сущность часов даже как-то волнительно и необычно.
На выставке были представлены часы и табакерки знаменитых европейских мастеров из собрания Исторического музея. Эти произведения декоративно-прикладного искусства на пике своей моды были необходимой частью туалета, подчеркивающими стиль, чувство вкуса и социальное положение владельца. Над их созданием трудились мастера разных специальностей: часовщики, чеканщики, граверы, эмальеры, воплощая новейшие достижения своего времени. Было бы еще интересней, если бы создатели выставки провели сопоставление прошлых и сегодняшних часов президента, министров, сегодняшних депутатов и руководителей партий. Выставка стала бы контрастней.
«Среди множества разнообразных коллекций, которые находятся в Историческом музее, в отделе Драгоценных металлов хранится значительное собрание драгоценных часов, табакерок и коробочек, которое формировалось на протяжении 150 лет. Подавляющая его часть – это предметы из собрания Петра Ивановича Щукина, одного из крупнейших московских коллекционеров конца XIX – начала ХХ века. В рамках этой выставки мы покажем наиболее яркие и редкие произведения ювелирного искусства», – сказал на пресс-показе директор Алексей Левыкин.

Первые залы выставки посвящены часовому искусству. Помимо истории появления первых механизмов и особенностях их работы здесь можно увидеть самые ранние часы в музейной коллекции – массивные дилижансные часы, изготовленные французским мастером Бержье в начале XVII века. Примерно в 30–40-е годы XIX века благодаря целому ряду усовершенствований часы приобрели уже более плоскую форму и небольшой вес, и модники стали их носить в кармане жилета с использованием цепочки из драгоценных металлов. Дамы носили часы-кольца, а в середине XIX века в моду вошли браслеты со вставленными в центре часами вместо драгоценного камня и броши с часиками, подвешенными на тонкой цепочке. На примере этих предметов декоративно-прикладного искусства можно проследить, как менялись мода, вкус и предпочтения их обладателей.
Коллекция Исторического музея представлена целым рядом драгоценных часов знаменитых часовщиков, но самое значительное место занимают часы всемирно известной французской марки «Бреге» (Breguet), роль которой трудно переоценить в истории становления и развития часового искусства.
Абрахам Луи Бреге – гениальный мастер, известный важными открытиями в области механики и физики, своими инновационными концепциями намного опередивший время. Одним из самых известных и значимых его изобретений является турбийон – механизм, компенсирующий влияние гравитации на точность хода часов. Согласно архивным данным обладателями часов фирмы «Бреге» были императоры Александр I, Николай I и Николай II, а клиентами фирмы стали многие представители русских аристократических семей. Россия оставалась одним из ведущих рынков сбыта для фирмы «Бреге» до 1917 г.

В последнем зале экспозиции представлены бонбоньерки, шкатулки, туалетные коробочки и табакерки. В Европе табак появился в конце XV века и использовался в качестве медицинского средства. Только в XVIII веке употребление табака стало неотъемлемой частью придворного этикета, а табакерки стали одними из самых востребованных предметов куртуазного века: их страстно коллекционировали, стремились получить в дар или в качестве пожалования. Это был не только предмет определенного утилитарного назначения, но и незаменимый церемониальный атрибут, требующий от обладателя виртуозного владения языком жеста, взгляда, движением веера, языком мушек и цветов.

Среди экспонатов представлены различные табакерки из драгоценных металлов, фарфора, черепашьего панциря и редких пород камня.
Чихание в 19 веке было очень популярным. И угостить знакомого новым табачком считалось дружеским жестом. Оно и сегодня никуда не делось. Чихание остается защитным безусловным рефлексом человека и высших животных, обеспечивающий удаление из верхних дыхательных путей пыли, слизи и других раздражителей сильным выдохом, преимущественно через носоглотку, после короткого глубокого вдоха. В отличие от кашля, при чиханье язык прижимается к мягкому нёбу, поэтому форсированный выдох осуществляется через нос. Таким образом, процесс сводится к следующему: предшествующее ощущение щекотания в носу. И в этом наши далекие предки находили особенное удовольствие. На выставке представлена миниатюрная коробочка, которая соединила в себе часы и табакерку, что также позволяет внимательней вглядеться особенности маленьких радостей быта и жизни наших предков.

Борис Примочкин