Кино и Театр

ТАЙНЫ ТВОРЧЕСТВА САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Заглянуть в творческую лабораторию гения всегда интересно. Да еще такого как Сальвадор Дали. И вот на экраны страны выходит фильм «Быть Сальвадором Дали». Ожидания критики очень высоки —  почти 100%. И они оправдались.

Режиссер и продюсер Мэри Херрон подобрала прекрасную группу актеров, каждый из которых внёс свою неповторимую краску в картину в решении сложнейшей задачи. Особенно ярок, хорош  и убедителен Бен Кингсли в роли Дали. Здесь не только убедителен внешний грим. А реальное внутреннее перевоплощение, походка, мимика, взгляд…

Время в ленте меняется по своей художественной логике, раскрывая по эпизодам рождение таланта, его взлет и упадок.

1974 год. Сальвадор Дали — самый знаменитый и эпатажный художник на планете. Однако подлинная власть в мире искусства — в руках у Галы, его жены и музы.

Эта женщина похоже была рождена, чтобы помогать поставить на крыло гениев. Ведь она уже была женой всемирно известного французского Поля Элюара и помогла ему в творчестве. Да у ней невыносимый характер. Ей все время нужны  деньги. И она похожа больше на музу-стерву. Но сущность её — кого-то поддерживать. А Дали уже давно состоялся. И она со всей влюбленностью  помогает другому молодому музыканту и композитору. Наверное, поэтому их страстный брак переживает не лучшие времена, а охваченный бурными эмоциями гений закатывает бесконечные скандалы и вечеринки вместо написания новых картин.

Юному ассистенту Джеймсу выпадает задача любой ценой добиться, чтобы Дали подготовился к большой Нью-Йоркской выставке. Невольно Джеймс оказывается затянут в безумный мир Дали и из первых уст узнаёт не только историю жизни самого необычного художника всех времен, но и открывает вместе со зрителями тайны его творчества.

Во-первых, Дали приверженец ритуалов. Во-вторых, он бывает беспомощен как ребёнок. В третьих, его вдохновляет и стимулирует ужас конечности человеческой жизни. В четвертых…

В картине много можно найти интересных открытий. Это, действительно, художественный фильм о художнике. ‌‌

Борис Примочкин, Наталья Ковалева

«ПЕРЕВОДЧИКИ» РАЗНЫХ СТРАН

Весь мир облетели документальные кадры улетающего последнего американского самолета, который был облеплен афганцами, сотрудничавшими с США во время войны в Афганистане. Самолет взлетел, а люди падали на землю с крыльев.

И вот новый художественный фильм Гая Ричи «Переводчик» о трагедии, но уже изнутри мотивов и причин этой катастрофы. Опытный сержант ветеран Афганистана Джон Кинли на одном из последних заданий тяжело ранен.  Жизнь Кинли висит на волоске. Но его спасает афганский переводчик по имени Ахмед. Он переносит потерявшего сознание бойца в безопасную зону, хотя сам попадает в ловушку. Слово «переносит» не передает все невероятные опасности этого тяжелейшего пути. Вернувшись в Соединенные Штаты и оправившись от ран, сержант, как честный человек, продает свой дом и автомастерскую, на вырученные деньги  едет назад в Афганистан, чтобы вызволить своего спасителя и вывезти его вместе с женой и маленьким ребенком в США. Но он не учел, что он сам и его бывший переводчик, оба находятся в розыске. А талибы уже находятся у власти, и оказаться в их руках – умереть мучительной смертью. Чтобы добраться с тяжело раненным сержантом до безопасной границы, Ахмед должен в буквальном смысле совершить невозможное.

Главные роли в фильме достались Джейку Джилленхолу и Дару Салиму. Они играют роли Джона Кинли и переводчика Ахмеда с убедительной артистической выразительностью. А мастерская работа режиссера и отчасти сценариста, самого Гая Ричи, подтверждает его немеркнущий талант создателя напряженных приключенческих лент. Хотя фильм снимался зимой 2022-го в Аликанте, испанском городе на побережье Средиземного моря, но остается полное ощущение выжженных и пустынных гор и поселений Афганистана. Впервые в истории кино ООН дала разрешение на съемки в своем штабе. Правда, не без ограничений: группу пускали в здание только по выходным. Из-за этого запись материала растянулась на сто дней.

За всеми перестрелками и погонями, которые происходят на экране, встает  антивоенная тема бессмысленности и жестокости однополярного мира, который  с такой изощренной ожесточенностью защищают США.  Стоит вспомнить, что таких переводчиков было немало и в других странах.

Китай (Ихэтуаньское восстание, 1900), Япония (Вторая мировая), Корея (Корейская война), Вьетнам, Лаос, Камбоджа (война во Вьетнаме), Германия (Вторая мировая), Италия (Вторая мировая), Ирак (1991, 2003), Афганистан (2001)… Борис Примочкин, Наталья Ковалева

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СТРАХ ЧЕЛОВЕКА ПО ИМЕНИ БО

Фильм «Все страхи Бо» (2023) — для тех, кто хочет понять этот странный мир, в котором мы живем и умираем. И название у него соответствующее. Ари Астер – экстравагантный, но очень интересный режиссер таких необычных фильмов как «Солнцестояние» и «Реинкарнация» — пригласил на главную роль Хоакина Феникса, который, несмотря на сложнейшую задачу, с ней блестяще справился.
По жанру это гремучая смесь комедии, ужаса, триллера, сюра и грустной правды о нас самих. Под головокружительным сюжетом невероятных событий в сущности происходит путешествие человеческой души внутрь самой себя.
С самого начала экран накрывает неожиданными кадрами тревожного рождения главного героя. Действие происходит в пространстве западного мира, но по всем деталям эта атмосфера хорошо знакома жителям любой страны. Тревога пронизывает весь воздух картины. Длительность фильма три часа. И тем не менее, они проносятся как одно мгновенье. Настолько все плотно насыщено событиями и сюжетными поворотами. По внешнему сюжету фильма человек средних лет и неопределенных занятий по имени Бо (Феникс) идет в гости к своей матери, но путь этот оказывается очень долгим и неожиданным. Правда, людям со слабой психикой эти страхи Бо лучше не смотреть. 
Фильм выйдет в российский прокат 4 мая. Кто не боится, может посмотреть. Тем более что лучше именно этот фильм смотреть на большом экране, чтобы не пропустить все нюансы совершенно неординарной картины.

Борис Примочкин, Наталья Ковалева

«НОЧЬ ТЕАТРОВ» В ТЕАТРЕ РОМАНА ВИКТЮКА
27марта в Театре Романа Виктюка в рамках всероссийской акции «Ночь театров» и в честь
200-летия великого русского драматурга Александра Николаевича Островского состоялся потрясающий творческий вечер – театральное путешествие «Островский. Авангард»!
Зрители, вслед за цыганами – теми, кто в произведениях Островского становятся символом судьбы, рока, неотвратимости – отправились в путешествие по театру в мир совести, любви, страсти, порядочности – мир,созданный великим драматургом, и стали свидетелями лучших сцен о любви из его знаменитых пьес: «Волки и овцы», «Доходное место», «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся!».
Без малого три часа беспрерывного действия, драйва, движения подарили зрителям талантливые режиссеры нашего театра: Игорь Неведров, Кирилл Шендеров, Александр Тарасов, Андрей Боровиков и режиссер по пластике Владимир Аносов, чья неудержимая творческая энергия и талант создали этот прекрасный вечер.
Образы персонажей пьес Островского представили артисты нашего театра: Прохор Третьяков, Мария Матто, Никита Башков, Анастасия Якушева, Александр Семенов, Константин Авдеев, Виктория Савельева, Павел Новиков, Наталья Мороз, Сергей Соломин, Олеся Быкодерова, Игорь Тенсин, Сыровацкий Владислав.
Зажигательные цыгане: Жан Силантьев, Мария Михайлец, Алексей Галкин, Валерия Энгельс, АлдарКогаев, Алена Чубарова, Светлана Гусенкова, Юрий Пономаренко, Мария Дудник, Андрей Мельничук, Сергей Абаев, Андрей Лукьянов.

Отзывы зрителей:
Раиса Бусарова: «…само действие вечера! Интересно, уютно, приятно, прекрасно, было охвачено все и даже больше!!! Отрывки из произведений А.Н.Островского (режиссерская постановка, яркая талантливая актерская игра, костюмы, живая музыка)!!! Экскурсия по театру, посещение музея, проведение лотереи с призами, мини спектакли на разных площадках (малая сцена, балконы, большая сцена). Эксклюзивный архивный показ из фильма «Гроза» 1933 г.
Три с лишним часа пролетели на одном дыхании, с полным погружением в атмосферу вечера! Все и всё, в этот вечер было для нас, для зрителей! А мы в свою очередь полностью отдали себя текущему моменту, прочувствовали каждое мгновение, без посторонних мыслей!»
Ольга Дёмина: «…Актеры были на высоте! Доставили массу удовольствия, заставили задуматься, как всегда в нашем любимом театре! Браво! Спасибо, что вы есть! Благодарю всех причастных к созданию этого незабываемого праздника!»
Екатерина Карпович: «…Невероятные вечер, всё ОЧЕНЬ понравилось, это было незабываемо. Каждый отрывок по пьесам Островского потрясающий. Танцы цыган, песни, экскурсия в кабинет Романа Григорьевича, вопросы, фильм «Гроза», путешествие по любимому театру, игра актеров на балконе, которая позволила нам погрузится в действо. А как здорово было наблюдать за игрой с самой сцены, когда часть действия происходила возле нас, на сцене, а часть на балконе. И в завершение вечера невероятный, смешной спектакль «Свои люди сочтёмся». Хочется ещё!!! Спасибо, любимые, родные, невероятные, за такой праздник».
Марк Амелин: «…Ваша идея вовлечь своего зрителя в прогулку по театру, соединяющую в себе познавательный интерес к его пространству с драматическими отрывками и условностями игры, которые вовлекают зрителей интеллектуально в ткань драматического действия — все это, уверен, стало прекрасным подарком для всех Ваших подготовленных и неискушенных зрителей. Тем более, что донести все это триединство (прогулка-посещение, условность-игра, драма-действие) возможно было только при наличии того мастерства, энергии, смелости, таланта и физической подготовки, которыми так завидно обладают Ваши исполнители и постановщики».

«РУССКИЙ КРЕСТ» НА ЭКРАНАХ СТРАНЫ
Накануне Пасхи, которая будет в этом году 16 апреля, на экраны страны выйдет уникальный поэтический фильм «Русский крест». Он основан на поэме Николая Мельникова, мало кому известного поэта. Прожил он очень немного, всего сорок лет (1966-2006).

Нужно иметь большую художественную смелость, чтобы соединить яркую образную поэтическую речь с особым визуальным языком экрана. Но попытка, безусловно, удалась. Внешне сюжет выглядит предельно просто. Хотя, как говорится, где просто, там ангелов со ста. Однорукий пьяный сторож по имени Иван Росток видит вещий сон, как светлый воин небес сражается со страшным змеем. Снов было много на экране. Но этот получился совершенно особенный по своей выразительнейшей символике. По тому ужасу и мощи, которые веют от сражения воина с чудовищем и которые передается зрителю.
Самое интересное начинается после. Иван заканчивает пить горькую, сооружает деревянный крест, надевает его на себя и ходит с ним, неся крест на себе, собирая деньги на восстановление деревенской церкви.
Михаил Пореченков, сыгравший в фильме роль Ивана, считает, что это история простого человека, прозревшего путь к духовному возрождению и сумевшего «собрать народ в Народ». И этот взгляд как нельзя актуален и востребован сегодня в стране.
Поставил картину, Эдуард Бояков — известный театральный режиссер. На пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов, он сказал: «Поэма Мельникова написана четырехстопным хореем, размером с богатейшей историей, начиная с былин, духовных стихов и заканчивая современной русской поэзией. Хрестоматийные примеры – «Талисман» Пушкина, «Конек-горбунок» Ершова и «Василий Теркин» Твардовского. Поэзия Мельникова легко вплетается в ткань киноповествования. В образе сторожа Ивана Ростка прорастают черты целого поколения русских людей – растерянных и дезориентированных, оторванных от корней водоворотом истории, вынужденных среди обломков советской идеологии искать ростки новых ценностей, которые не могут не быть вечными. Этот образ глубоко архетипичен. Нам хотелось сподвигнуть зрителя к сопереживанию, к серьезной внутренней работе, которая, возможно, поможет найти ответ на вопрос: «Для чего нам даны испытания сегодняшнего дня?»
Действительно, получилась неожиданно свежая по своему стилю и повествованию – очень поэтическая кинобылина ХХI века. Роль мученика исполнил российский актер Михаил Пореченков. И за восстановлением реальной церкви стоит создание внутреннего храма.
Фильм снимался в Тверской области, в деревне Бабье. Удивительно, как природа помогала съемочным дням. И не только природа. Но и местные жители, участвовавшие в массовке, каким-то волшебным образом почувствовали главную идею и нерв фильма. И в каждом эпизоде совпадали с духом картины. Это видно по глазам, лицам, позам людей.

«ИКРА ТРЕСКИ» В ЭЛЕКТРОТЕАТРЕ
Ряд театральных постановок Москвы, связанных с современностью, пополнился. В репертуаре малой сцены Электротеатра Станиславский в марте появился новый спектакль «Икра трески». Причем это не просто перенос в

наше время классического произведения, каковым приемом довольно успешно пользуются многие режиссеры, а постановка пьесы современного драматурга Марии Манич, в которой события развиваются на фоне пандемии в столице России. Зрителей ждет погружение в реалии совсем недавнего прошлого, картинки ковидных ограничений, сценки периода эпидемиологических запретов. А название консервов, вынесенное в название, символизирует надежду пусть и не на черную, осетровую, но все же икру, у уставших от однообразия хлеба и гречки и вынужденных сидеть по домам жителей.
Режиссер спектакля Игорь Макаров (он же и саунд-дизайнер) переносит на сцену быт москвичей периода трехлетней давности и с долей юмора (иногда даже переходящей в откровенный стеб) показывает эмоции героев в непростых ситуациях, иногда напрямую вязанных с выживанием. Через весь спектакль также красной нитью (иногда даже буквально) проходят проблемы взаимоотношения поколений, характеры стариков и молодежи.
Актеры же явно с удовольствием купаются в перипетиях сюжета, показывая и страх, и надежду, и исконное стремление русского человека найти выход из любой ситуации. А заканчивается действие видеокартинкой движения по Лефортовскому тоннелю в Москве, видимо, как непрекращающейся тяги к свету в любых, даже казалось бы, абсурдных обстоятельствах.

ВАХТАНГОВСКИЙ «АМАДЕЙ»
Пьеса британского драматурга Питера Шеффера «Амадей», мировая премьера которой состоялась в 1979 году на сцене Королевского национального театра Великобритании, неожиданно и талантливо возродилась в Вахтанговском театре.
Сценическая версия Сергея Плотова в постановке Анатолия ШУЛЬЕВА была встречена восторгом переполненного зала. Аплодисменты не раз прорывались уже во время действия. И в конце спектакля обрушились шквалом на артистов. Особенно хорош и обаятелен был Виктор Добронравов в роли Моцарта. Да и многие другие артисты были восхитительно раскованны и просто купались в своих ролях. И все бы хорошо. Но к восторгу примешивается и досада. Актеры играли без радиомикрофонов. К сожалению, акустика главного большого зала Театра не отличается высоким качеством. Лишь первые ряды партера, наверное, могли слышать полностью очень яркий и выразительный текст пьесы. А если вы сидите вдали, то расслышать удастся не так и много. Хотя общее впечатление яркой театральной удачи, конечно, будет получено.

Авторский текст несет на себе колоссальную нагрузку, каждое слово работает как музыкальная нота. Слышать текст необходимо. Но это получалось не всегда. Например, дикция народного артиста России, Алексея ГУСЬКОВА была не всегда доступна для понимания. А ведь на нем держалась половина смысла происходящего. Он играл Антонио Сальери. И видно, что играл на полной выкладке своего выдающегося таланта. Но хотелось еще всё слышать и понимать.
Зато очень помогли глубокому пониманию спектакля информационные материалы, которые были подготовлены пресс-службой театра. За что всей службе большая благодарность. И нам кажется, их стоит ниже привести полностью, настолько они чётко и ясно устраняют возникающие вопросы и недослышки.

Борис Примочкин, Наталья Ковалева

Отвечает народный артист России Алексей Гуськов:
В роли Сальери Вас будут неизбежно и как минимум сравнивать с Олегом Табаковым и Иннокентием Смоктуновским. Думаете ли Вы об этом в процессе работы над спектаклем? Каким будет Ваш Сальери? Какого человека Вы будете играть?

«Сделаю ли я лучше или хуже — нет, этот вопрос я себе не задаю. Обращение к известному произведению — это же не стирание пыли с музейного экспоната. Это ответ на вопрос, что в этом произведении важно для нас сегодня, о чем именно мы хотим поговорить с сегодняшним зрителем. Есть хорошая фраза аргентинского психотерапевта Хорхе Букая: детям рассказывают истории, чтобы они уснули, а взрослым – чтобы они проснулись. Я надеюсь, что зрители, которые придут на наш спектакль, не будут там спать.
Сальери заключил сделку с Богом, обменяв свою жизнь на возможность стать известным композитором. А затем оказалось, что в музыке Моцарта эта жизнь была, а в музыке Сальери – нет. Потому что Бог и есть сама жизнь. И Бог не заключает сделок. Моцарт жизнь жил, а Сальери жизнь себе придумал. Поэтому долгая жизнь Сальери стала ему в тягость, а короткая жизнь Моцарта была прекрасной. Вот тема, которая волнует меня сегодня.
А если говорить уже более конкретно, то сегодняшнее обращение к известному произведению предполагает сегодняшнюю стилистику. И я думаю, что мы ее нашли.
Все, что происходит, мы увидим через воспоминания Сальери, пережившего Моцарта на много лет, услышим его монологи, почувствуем его горечь. Он будет трогательным, человечным, ошибающимся. Это не все знают, но Сальери был действительно очень талантливым композитором, которого чрезвычайно ценили и его современники и следующие поколения, Бетховен, Лист, Шуберт».

Отвечает заслуженный артист России Виктор Добронравов:
Можно ли сыграть гениальность? Известность Моцарта такова, что его образ неуравновешенного вундеркинда стал практически элементом поп культуры. Узнаем ли мы что-то новое о Моцарте после спектакля?
Каким будет Ваш Моцарт? Будем ли мы его любить?

«Гениальность сыграть нельзя. Можно спародировать представление о ней, взлохматить волосы, надеть круглые очки или неподходящий по размеру костюм. Но все и так знают, что Моцарт был гениален, мне не нужно это играть.
Моцарт живет в наших представлениях, в мемуарах, в исследованиях, в художественных произведениях, но мы не знаем, каким он был на самом деле. В кино есть понятие «актерского дубля», когда актер показывает свою версию сцены, как он и ее видит. Так и в спектакле будет моя актерская версия Моцарта.
Я вижу человека, любящего жизнь и черпающего в ней свое вдохновение, недоступное для Сальери. В отличие от Сальери Моцарт подбирает свое вдохновение буквально с пола, не боясь пропускать жизнь через себя и полностью принимая тот факт, что он сам инструмент в руках Бога. Безусловно, что он виртуозный музыкант с великолепной техникой, но источник его гениальности находится в его восприимчивости к жизни, в его открытости.
В конечном счете мы рассказываем о двух сторонах творчества, ремесле и вдохновении. Если убрать одно или другое, творчество станет невозможным. А любить или не любить Моцарта это любить или не любить его отношение к жизни, соглашаться с ним или нет».

Отвечает Екатерина Крамзина:
Констанция Вебер была большой любовью Моцарта, матерью его детей. Можно ли ее обвинять в раннем уходе Моцарта?

«Если говорить о подлинной истории жизни Моцарта, то были предположения, что Констанция каким-то образом была причастна к его смерти. Что у нее был любовник и что Моцарт об этом узнал. Потом его отравили, и она тоже была в этом замешана. Такая версия есть, и я об этом читала. В спектакле у нас этого нет. Но Констанция бросает своего мужа. Она не выдерживает и уходит от него, когда Моцарт сходит с ума и постоянно видит призрака. Она беременна, она рожает, она берет детей и уезжает. Моцарт теряет свою жену, свою опору. Можно ли это расценивать как причину, по которой его смерть наступила быстрее? Не знаю, не уверена. Потому что, на мой взгляд, Моцарт горел, как пламя, и мне не кажется, что он мог бы прожить большую долгую жизнь. И это ни от кого не зависит, кто бы с ним рядом ни находился. Мне кажется, он настолько горячо жил жизнь, что его могло хватить только вот на такое количество лет. Думаю, что Констанция здесь непричем.
Осознавала ли Констанция, что жила с гением, поняла ли она это сразу или только после смерти Моцарта?
Опять же из источников очевидно, что она считала его гением. Она знала все написанные им произведения, она напевала их. Она была все время рядом, она обожала Моцарта и его творчество. Они не были родом из Вены, они туда приехали. А чтобы осознавать гениальность, наверное, надо быть очень хорошо образованным, понимать, что происходит, видеть мир вокруг, много чего другого. Думаю, что у них не сразу появилась такая возможность. Может быть, Констанция не формулировала понятие гений в том смысле, который мы вкладываем в это слово сейчас. Гениальность проверяется временем. Гений в том, что его музыка сохранилась, в том, какие эмоции она сейчас у нас вызывает. Поэтому я думаю, что понять гениальность человека при его жизни близкому человеку объективно достаточно сложно. Но то, что она считала его невероятным, верила в него — это точно».

Судьба и жизнь женщины, живущей рядом с гением, должны ли мы завидовать ей или сочувствовать?

«Мы ничего никому не должны. Каждый будет ощущать это в силу своего характера, опыта, жизни, своих историй, и это замечательно. Я думаю, что безусловно жить с гением сложно, и это видно в спектакле. Потому что это очень эмоционально затратная история: поддерживать, быть рядом, когда трудно. Особенно, с таким гением как Моцарт, который брал жизнь целиком, во всех ее проявлениях. Мы говорим о человеке, который был очень своенравен, который говорил, что думал, а это значит, что эмоциональная сторона их жизни — это было приключение. Это история про эмоции, про страсти, про игру, про вечное ребячество. Это, наверное, будоражило, и с точки зрения впечатлений и вечного интереса друг к другу — было действительно сильно. Но с точки зрения быта, финансового положения, рождения детей, ответственности, это было очень сложно совмещать. Поэтому я думаю, что к Констанции мы можем испытывать абсолютно разные чувства. Иногда завидовать, иногда сочувствовать. Может быть, понимать, может быть, обвинять, тут целая палитра, и это и прекрасно».

Отвечает режиссер спектакля Анатолий Шульев:
Накладывает ли тот факт, что вы снова ставите спектакль в Театре Вахтангова, но теперь уже на Основной сцене отпечаток на Вашу работу?
Является ли публика театра Вахтангова особенной по сравнению с другими театрами?
Чем история Моцарта и Сальери может заинтересовать сегодняшнего зрителя?

«Работать в театре Вахтангова для меня сегодня – это, как если бы я взрослым вернулся в дом, в котором вырос. В Театре Вахтангова своя особая атмосфера, свои традиции, это особая актерская школа, но мне всё это очень близко. Здесь я будто говорю со всеми на одном языке, и мы тратим меньше времени на попытки сговориться, а больше — на творческие поиски.
Основная (историческая) сцена безусловно накладывает отпечаток на работу, это огромное пространство, его надо освоить, надо построить в этом пространстве мир путанных воспоминаний Сальери, мир музыкальной неординарности Моцарта. И именно черная бездонная пропасть Вахтанговской сцены помогает усилить темы, звучащие в этой истории, она помещает голос человека в контекст Вечности.
Не могу сказать, чем публика театра Вахтангова отличается от публики в других театрах, но знаю, что планка очень высока. История театра Вахтангова насчитывает целый ряд абсолютно легендарных спектаклей и, так или иначе, работая на Основной сцене, это приходится держать в голове. Конечно, театр должен чтить прошлое, гордиться им, но живет он все-таки настоящим и немного будущим, моментами, когда работа всего коллектива встречается со зрителем, работаем ради этой встречи.
История Моцарта и Сальери — это не только исторический эпизод, это уже почти миф, который поднимает много важных вопросов о человеческой жизни. Собственно, каждый рано или поздно спрашивает себя: как стать счастливее, чем наполнить собственную жизнь, чтобы она имела смысл, и что останется после нее. Сальери вместе с Моцартом и другими героями ищет ответы на эти вопросы прямо на наших глазах и находит порой довольно парадоксальные ответы. Поэтому я уверен, что каждый зритель найдет в этой истории что-то для себя».

Режиссер спектакля Анатолий Шульев — выпускник режиссерского факультета ТИ им. Б. Щукина. Его преддипломный спектакль «Король умирает» по пьесе Э.Ионеско вошел в репертуар Новой сцены Вахтанговского театра. В театре Вахтангова Анатолий Шульев поставил спектакль «Дурочка» Лопе де Веги, а также новеллу «Принуждение» в спектакле «Стефан Цвейг. Новеллы». В Театре им. Маяковского поставил спектакли «Я была в доме и ждала…» по пьесе Ж.-Л. Лагарса, «Бешеные деньги» по пьесе А. Островского, селебрити-драму «ДОНЖУАН», «Старший сын» по пьесе А. Вампилова, «Как важно быть серьезным» по пьесе О. Уайльда, «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А. Островского. С сентября 2017 года Анатолий Шульев преподает на актерском факультете Российского института театрального искусства — ГИТИС. Поставленные им в качестве режиссера короткометражные фильмы отмечены на многочисленных фестивалях.

Борис Примочкин, Наталья Ковалева

ДЕД ИЛИ КВАРТИРА?
Московский Губернский театр поставил живой, полный захватывающей актерской игры и режиссерско-драматургической выдумки спектакль «Женитьба. Почти по Гоголю».

Действие начинается с первых шагов, как только входишь в зрительный зал. Под ногами шуршат сухие осенние листья. Пускай бутафорские, театральные, но они тоже маленькие, но важные артисты, которые очень выразительно то плавно шуршат под ногами, то взлетают на сцене вихревым листопадом, помогая создать настроение.
Сюжет пронизан проблемами современной жизни. Молодой внук хочет женить своего дедушку пенсионера, бывшего железнодорожника, на одинокой бабушке. Конечно, у него на уме не только счастье деда, но и возможность получить его квартиру для своей молодой беременной жены. Меркантильность молодого поколения, увы, распространенная черта нашего времени. И вот он обращается в брачное агентство, которое предлагает ему выбрать за немалые деньги одну из трех немолодых дам. Автор комедии Андрей Ларионов точно подметил нехватку пожилых мужчин. И за деда разворачивается настоящее женское сражение.
Число пожилых людей в стране неуклонно растет. Именно они продолжают сохранять традиции: ходить в театры, на концерты, в музеи. Тема и её воплощение попадают в яблочко социальной проблематики. Да и в театрах в большинстве своем пожилые актеры не задействованы. А подобные сценарии открывают им широкую дорогу раскрытия своего творческого заждавшегося потенциала. И надо сказать, что все поколения артистов, занятых в «Женитьбе», как будто купались в своих ролях. Что подтверждали неоднократные аплодисменты и смех зрителей. С чем театр можно поздравить.
 «Пьеса написана по мотивам «Женитьбы» Гоголя, и для меня было важно, чтобы Гоголь присутствовал на сцене зримо и незримо, — говорит режиссер спектакля Сергей Безруков. — Сюжет схож с классическим текстом, в нашей истории это комедия положений, в которой есть место и гротеску, и фарсу, и буффонаде. Наш спектакль о том, что дороже всего – душевная теплота, искренность и любовь. Не только между мужчиной и женщиной, а в глобальном смысле этого слова: любовь человека к человеку».

Ах, «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась», – вывел рецепт идеального жениха Николай Васильевич Гоголь в своей «Женитьбе». А в новой «Женитьбе» ситуация поворачивается наоборот. Главный герой выводит рецепт идеальной невесты пожилого возраста. И более того, в связи с острой нехваткой мужского населения в возрасте 60+ именно женщины штурмуют с брачными намерениями во всех отношениях прекрасного, но нерешительного и чересчур разборчивого жениха. Как выбрать ту самую, которая «и в радости, и в горе»? Тем более за долгую жизнь и у жениха, и у невест накопилось и свои радости, и свои горести. Ну, а кто сказал, что женитьба – дело простое? Это же битва за грядущее счастье!
На сценическом ринге сошлись женщина-терапевт с большим опытом лечения больных, женщина-повар с большим опытом приготовления здорового питания и просто женщина с гибким покладистым характером. Кто же займёт заветный пьедестал в этой битве за семейное счастье, кого назовет дедушка Иван Кузьмич подругой жизни? Стоит посмотреть, улыбнуться и задуматься. За искрящимся смехом новой комедии стоит серьезная проблема. Кого больше любит внук: своего родного деда или его квартиру? Авторы считают, что деда, но пока получилось как-то не очень убедительно. Слишком стремительно внуку стало стыдно за свое желание женить деда и выпихнуть его в квартиру будущей жены. В спектакле прекрасной иронией показано, как дух наживы и коммерческого интереса захватил души молодых парней и девушек. И как-то уж очень стремительно получилось избавление от этой трагически опасной болезни. Впрочем, это тема уже другого спектакля.
Сергей Безруков, художественный руководитель театра и режиссер первой премьеры 2023-го года «Женитьба. Почти по Гоголю», заметил журналистам перед спектаклем, что ощущает себя сказочником, и поэтому каждая его постановка должна нести в себе полноту жизни, погружая и увлекая зрителя в иную реальность.
Б. Примочкин, Н. Ковалева

НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ «ПРОЩАЙ, ЛЮБИМАЯ» «ПОД КРЫШЕЙ» МОССОВЕТА
Перед началом спектакля «Прощай, любимая!», театра Моссовета «Под крышей» поразила лаконичность декораций. Две стены. В них две двери, окно и лестница на роликах в середине сцены.
Но все эти предметы вдруг заиграли, словно музыкальные инструменты. Двери раскрывались, превращаясь в аудитории ВГИКА или музея, лестница становилась эскалатором московского метро. Действие было пронизано творчеством не только потому, что герои поступали и учились в творческих вузах. В каждой мизансцене чувствовалась энергия молодости.

Именно об этом писал свою пьесу Сергей Решетнев. Неслучайно в ней слышится автобиографический подтекст автора. И недаром пьеса «Прощай, любимая!» стала победителем драматургического конкурса «Московские истории», который Театр имени Моссовета при поддержке Департамента культуры города Москвы провел в ноябре – декабре 2022 г.
А режиссер, композитор — Сергей Аронин, сумел музыкально и драматично передать азарт любви, обид и побед этого неповторимого времени юности. Сюжет предельно прост. Таня и Антон приезжают в столицу, чтобы стать лучшими каждый в своем деле. Да, Москва – это место, которое собирает самых амбициозных, но обрести свое место тут не так-то просто. В какой-то момент ребятам кажется, что они проиграли, что таких, как они, пруд пруди, что проще сдаться и вернуться домой. Но оказывается, что Москва – это не только город, где строятся и ломаются карьеры, сбываются и рушатся мечты,но и город большой любви.
Все это молодой театральный ансамбль актёров сумел передать в одном действии без антракта на одном дыхании да еще на высокой ноте лиризма прекрасных песен. С чем весь ансамбль, в котором были заняты – Митя Федоров, Ксения Комарова, Евдокия Карева, Глафира Лебедева, Марина Кондратьева, Павел Усачев, Татьяна Родионова — и поздравляем…

РЕАЛЬНОСТИ ФАНТАСТИЧЕСКОГО ФИЛЬМА «ПОСЛЕ ЯНГА»
В каждом фантастическом фильме есть проступающая новая реальность. Вот и в драме из будущего «После Янга» с блестящей актёрской работой Колина Фаррелла эта новая рельность вежливо, но настойчиво стучится к нам в сегодня. Возможно в ближайшем будущем у нас появятся человекоподобные роботы, которые по отношения к человеку будут превосходить его по культуре, ощущениям и сочувствию к его трудностям.

предельно, вроде, простенький. Муж, жена приемный ребенок – очаровательная пятилетняя китайская девочка. Джейк (Колин Фаррелл) и Кира (Джоди Тернер-Смит) живут с андроидом Янгом (Джастин Х. Мин), который является гувернером для их приемной дочери Мики. Что он и делает с удивительным тактом и любовью. Например, рассказывает ей про ее китайские корни и родную культуру. И рассказывает так красиво и мудро, что не каждый писатель или поэт смог бы это сделать.
Иногда кажется, что действие ленты, хотя и развивается изящно в каждом кадре, но слишком медленно тянется. Профессия Джейка — торговля чайными принадлежностями. И фильм как бы медленно заваривается, но вкус получается очень интересный.
Однажды Янг ломается. Семья не хочет сдавать его в переработку. Девочка относится к андроиду, как к родному брату, а Джейк и Кира не представляют, как будут управляться с ребенком без его помощи. Джейк относит андроида в ремонт, и выясняется, что в него был заложен чип, с помощью которого Янг записывал все свои ценные воспоминания. И в этих воспоминаниях он был безнадежно влюблен в другою девушку-андроида. Возможно, от этой не случившейся любви он и умер, то есть сломался.
Режиссер это странного фильма кореец Когонада начал свой путь в кино с видеоэссе об известных режиссерах, а первый фильм корейца «Коламбус» был представлен на фестивале независимого кино «Сандэнс» в 2017 году и сразу же заслужил любовь публики, что не удивительно. Дебют Когонады — очень малобюджетное, но глубокое кино про человеческие отношения, где практически ничего не происходит. Действие развивается медленно, осторожно. Как бы подкрадывается к главной теме. Критика правильно отметила, что фильм «После Янга» прикидывается фантастикой. На самом деле о нашем сегодняшнем дне. Представьте на минутку, что вы потеряли свой телефон, к котором есть телефоны друзей, почта, дневник личных впечатлений, доступ к деньгам…одним словом, стоит заглянуть в наше стремительно приближающееся завтра.
В каждом фантастическом фильме есть проступающая новая реальность. Вот и в драме из будущего «После Янга» с блестящей актёрской работой Колина Фаррелла эта новая рельность вежливо, но настойчиво стучится к нам в сегодня. Возможно в ближайшем будущем у нас появятся человекоподобные роботы, которые по отношения к человеку будут превосходить его по культуре, ощущениям и сочувствию к его трудностям.
Сюжет предельно, вроде, простенький. Муж, жена приемный ребенок – очаровательная пятилетняя китайская девочка. Джейк (Колин Фаррелл) и Кира (Джоди Тернер-Смит) живут с андроидом Янгом (Джастин Х. Мин), который является гувернером для их приемной дочери Мики. Что он и делает с удивительным тактом и любовью. Например, рассказывает ей про ее китайские корни и родную культуру. И рассказывает так красиво и мудро, что не каждый писатель или поэт смог бы это сделать.
Иногда кажется, что действие ленты, хотя и развивается изящно в каждом кадре, но слишком медленно тянется. Профессия Джейка — торговля чайными принадлежностями. И фильм как бы медленно заваривается, но вкус получается очень интересный.
Однажды Янг ломается. Семья не хочет сдавать его в переработку. Девочка относится к андроиду, как к родному брату, а Джейк и Кира не представляют, как будут управляться с ребенком без его помощи. Джейк относит андроида в ремонт, и выясняется, что в него был заложен чип, с помощью которого Янг записывал все свои ценные воспоминания. И в этих воспоминаниях он был безнадежно влюблен в другою девушку-андроида. Возможно, от этой не случившейся любви он и умер, то есть сломался.
Режиссер это странного фильма кореец Когонада начал свой путь в кино с видеоэссе об известных режиссерах, а первый фильм корейца «Коламбус» был представлен на фестивале независимого кино «Сандэнс» в 2017 году и сразу же заслужил любовь публики, что не удивительно. Дебют Когонады — очень малобюджетное, но глубокое кино про человеческие отношения, где практически ничего не происходит. Действие развивается медленно, осторожно. Как бы подкрадывается к главной теме. Критика правильно отметила, что фильм «После Янга» прикидывается фантастикой. На самом деле о нашем сегодняшнем дне. Представьте на минутку, что вы потеряли свой телефон, к котором есть телефоны друзей, почта, дневник личных впечатлений, доступ к деньгам…одним словом, стоит заглянуть в наше стремительно приближающееся завтра.
В каждом фантастическом фильме есть проступающая новая реальность. Вот и в драме из будущего «После Янга» с блестящей актёрской работой Колина Фаррелла эта новая рельность вежливо, но настойчиво стучится к нам в сегодня. Возможно в ближайшем будущем у нас появятся человекоподобные роботы, которые по отношения к человеку будут превосходить его по культуре, ощущениям и сочувствию к его трудностям.
Сюжет предельно, вроде, простенький. Муж, жена приемный ребенок – очаровательная пятилетняя китайская девочка. Джейк (Колин Фаррелл) и Кира (Джоди Тернер-Смит) живут с андроидом Янгом (Джастин Х. Мин), который является гувернером для их приемной дочери Мики. Что он и делает с удивительным тактом и любовью. Например, рассказывает ей про ее китайские корни и родную культуру. И рассказывает так красиво и мудро, что не каждый писатель или поэт смог бы это сделать.
Иногда кажется, что действие ленты, хотя и развивается изящно в каждом кадре, но слишком медленно тянется. Профессия Джейка — торговля чайными принадлежностями. И фильм как бы медленно заваривается, но вкус получается очень интересный.
Однажды Янг ломается. Семья не хочет сдавать его в переработку. Девочка относится к андроиду, как к родному брату, а Джейк и Кира не представляют, как будут управляться с ребенком без его помощи. Джейк относит андроида в ремонт, и выясняется, что в него был заложен чип, с помощью которого Янг записывал все свои ценные воспоминания. И в этих воспоминаниях он был безнадежно влюблен в другою девушку-андроида. Возможно, от этой не случившейся любви он и умер, то есть сломался.
Режиссер это странного фильма кореец Когонада начал свой путь в кино с видеоэссе об известных режиссерах, а первый фильм корейца «Коламбус» был представлен на фестивале независимого кино «Сандэнс» в 2017 году и сразу же заслужил любовь публики, что не удивительно. Дебют Когонады — очень малобюджетное, но глубокое кино про человеческие отношения, где практически ничего не происходит. Действие развивается медленно, осторожно. Как бы подкрадывается к главной теме. Критика правильно отметила, что фильм «После Янга» прикидывается фантастикой. На самом деле о нашем сегодняшнем дне. Представьте на минутку, что вы потеряли свой телефон, к котором есть телефоны друзей, почта, дневник личных впечатлений, доступ к деньгам…одним словом, стоит заглянуть в наше стремительно приближающееся завтра

«ПРАВЕДНИК» НА ЭКРАНЕ
Чтобы понять весь драматизм сегодняшних событий на Украине, очень полезно посмотреть в наше прошлое. В ближайшее время в прокат выйдет новый фильм Сергея Урсуляка «Праведник». Военная драма расскажет о подвиге реального человека Николая Киселева, который вывел во время Великой отечественной войны из оккупации более двухсот человек. О нем не писали в учебниках. Но его история заслужила по-настоящему большого кино.

Эта история потрясла в первую очередь самого режиссера. Сергей Урсуляк так определил главный смысл фильма: «Мне кажется, это какая-то национальная черта, когда мы делаем то, что даже не собирались делать. Но нам выпало делать это, вот такая доля. Мы часто жертвуем собой. Как в данном случае».
В 1942 году офицер Красной Армии, убежав из немецкого плена и вступив в партизанский отряд, получает приказ – вывести за линию фронта более 200 евреев, обреченных на гибель в оккупированной Белоруссии. И он его выполнил так ответственно и самоотверженно, что сейчас носит звание «Праведника народов мира». Путь в полторы тысячи километров через белорусские леса занял около двух месяцев.
Удивительно, но до 2005 года о Николае Киселеве почти никто ничего не знал. Потомки спасенных им людей ежегодно собираются и чтят память человека, который подарил им будущее. Но делают это так же тихо, каким в воспоминаниях был их герой. Его играет Александр Яценко. Возможно, это одна из его лучших ролей, которую он сыграл с немногословной естественной простотой. Вся суть личности этого героя в поступках, действиях, что очень важно для экранного языка кино. Говоря о своем герое, Александр был немногословен: «Вот такой был человек. Наверное, не мог он по-другому».
Сергей Урсуляк не стремился к портретному сходству участников событий. Все они, кроме главного героя в исполнении Александра Яценко, собирательные образы. Их сыграли Сергей Маковецкий, Любовь Константинова, Евгений Ткачук. Гораздо важнее было соблюсти эмоциональную точность и показать эту сложную смесь безысходности и надежды, разъедающего страха и взрывной силы духа. В судьбоносном походе под угрозой обстрела нашлось место для трогательной любви и повод для хорошей шутки.
Сами актеры купались в отдельных, но очень живописных эпизодах. Сергей Маковецкий заметил: «Там столько ярких эпизодов у каждого, столько судеб. Мне очень хотелось бы, чтобы они попали в душу нашим зрителям».
Конечно, невозможно показывать военное время без стрельбы и жестокости. Авторы не делают сильного акцента на этих сценах. Им было важнее показать, что чувствуют люди, когда вынуждены брать в руки оружие. «Праведник» – фильм о человеке, который своим тихим примером научил быть героем каждого, кто последовал за ним. Это история, которая способна стать нравственным камертоном в любое время. И глубже понять причины происходящих сегодня военных конфликтов.

«НЕЗНАЙКА» НА БРОННОЙ
Театр на Малой Бронной в праздничный день Единства представил премьеру — детский спектакль «Незнайка» по произведениям замечательного детского писателя Николая Носова. Режиссер Елена Лабутина и молодые артисты трупы показали живое, веселое и разнообразное зрелище, которое с самого начала никого не оставило равнодушным. Ни детей, ни пришедших с ними родителей.

центре повествования – крошечные жители Цветочного города. Одним словом, малыши и малышки. И все бы хорошо, но по досадному недоразумению малыши не дружат с малышками. А малышки – с малышами. Ситуация более чем актуальная, если посмотреть на неё сквозь призму событий нашего времени. И, тем не менее, многорукий очаровательный кузнечик – он же авторский голос – в самом начале находит дружеский контакт со своими зрителями. Вот в его кармане под мелодию известной песенки «В траве сидел кузнечик» раздается звонок от его мамы, которая, естественно, о нем беспокоится и заботится, как и все мамы, которые пришли на спектакль со своими малышами. Ведущий, воспользовавшись поводом, просит зрителей отключить всё же свои мобильники.

И действие начинает стремительно набирать обороты . Знайка добывает резиновый сок, из которого герои делают резиновую оболочку. А затем уморительно надувают её общими усилиями. Воздушный шар готов. И друзья, завравшись в корзину, отправляются в самое настоящее путешествие. Здесь театр показал, как умело и разнообразно владеет изящным соединением творческой фантазии и современными театральными технологиями. Они легко позволяют улететь в облака, плавно спустить с парашютом на землю, проехаться на машине заправленной газировкой с сиропом. А когда кончится сладкое горючее, еще использовать содержимое бутылочки свежего кефира. Ну чем не новая разработка современных инженеров автомобилей на водороде.

Вместе со Знайкой на шаре полетели Винтик и Шпунтик, доктор Пилюлькин, охотник Пулька, повар Пончик, художник Тюбик, музыкант Гусля и, конечно же, Незнайка! Он иногда слегка напоминал в своем безудержном хвастовстве Хлестакова из гоголевского «Ревизора», а то и упоительно завирающего Мюнхгаузена.

Между тем друзья на воздушном шаре приземляются не очень удачно. И попадают в больницу и где и проходят курс внимательного и заботливого лечения тех самых малышек, с которыми почему-то не дружат. Чувствовалось, что артисты купаются в своих ролях. Их азарт мгновенно передаюется маленьким зрителям, которые аплодисментами и непосредственными возгласами были вовлечены в происходящее. Еще на этапе репетиций режиссер Елена Лабутина говорила в одном из интервью о работе над спектаклем.

«Это талантливые профессионалы, открытые к эксперименту, очень энергичные и веселые. Готовые в хорошем смысле похулиганить и стремящиеся к творческой свободе на сцене. Особенно интересно проходили наши репетиции с хореографом и с музыкальным руководителем. Уверена, что эту творческую и живую атмосферу, которая преобладает на репетициях, мы сможем в полной мере передать нашим зрителям». Так оно и случилось. С чем всех артистов можно и поздравить.
Борис Примочкин

В Москве пройдёт III Всероссийский патриотический фестиваль авторской песни «Покровский собор»
18 декабря 2022 года в Гостином Дворе состоится самое ожидаемое музыкальное событие уходящего года – третий Всероссийский патриотический фестиваль авторской песни «Покровский собор», который соберет более пяти тысяч гостей и зрителей со всех уголков России.
«Покровский собор» — это самый крупный на сегодняшний день фестиваль авторской песни, проходящий в концертном зале. В течение трёх месяцев жюри конкурса, в состав которого вошли известнейшие авторы, поэты и исполнители, выбирали самых талантливых и ярких конкурсантов для участия во втором туре и итоговом гала-концерте, кульминацией которого станет битва за Гран-При фестиваля в стенах московского Гостиного двора вечером 18 декабря.
«Культура и искусство – главные хранители традиций нашей большой России. Сохранять их, передавать будущим поколениям – вот истинная цель каждого мыслящего человека, который готов заботиться о своей стране. Миссия фестиваля «Покровский собор» — единение творческих судеб, продвижение идей нравственности, созидания, правды, сохранение духа русской песни, русской культуры!» — считает автор идеи и учредитель фестиваля Михаил Хубутия.
«Авторская песня — это и весомый пласт в Отечественной культуре, и гигантский гуманитарный опыт, вокруг которого консолидируется огромная часть нашего общества. В это ненастное время самое разумное — быть вместе! Издревле известно, что стихотворение, песня и молитва — свидетельство подлинности мира и человека. Третий фестиваль «Покровский собор» шаг быть по-прежнему подлинными и счастливыми! Получилось несколько пафосно, но такое уж время на дворе. Весело и беззаботно — это потом. Команда под руководством инициатора проекта Михаила Хубутия постаралась сделать всё возможное, чтобы праздник прошёл на высоте.
Все участники битвы за Гран-при фестиваля получили денежные призы: первое место – 350 000 рублей, второе место – 250 000 рублей, третье место — 100 000 рублей, участники финала по 50 000 рублей, а также многочисленные призы и подарки от партнёров мероприятия.
На фестиваль приглашены ведущие российские и зарубежные деятели искусства, заслуженные и народные артисты, политические и общественные деятели.
Гостей мероприятия ждёт музыкальная битва участников за главные награды фестиваля, гала-концерт с участием известных музыкальных коллективов, выставки, мастер-классы, музыкальные и книжные стенды, презентации и дегустации напитков от российских виноделен, а также розыгрыши подарков и многое другое.
Специальный гость фестиваля — группа Стаса Намина «Цветы».
Дата проведения: 18 декабря 2022 г
Место и адрес проведения: Гостиный Двор, Москва, ул. Ильинка, д. 4
Сбор гостей и прессы: 16:00
Красная дорожка: 16:30
Торжественное открытие: 17:00
Аккредитация СМИ: PR-директор фестиваля Евгения Тараканова +79035686569

ФИЛЬМ «МИРА» О ЛЮБВИ И МИРЕ
Фильм «Мира» – многожанровый. Это драма, приключения, фантастика. Он пронизан трогательными семейными мотивами. И к тому же это фильм-катастрофа. Вся эта многослойность происходит в наши дни. Сюжет внешне прост и понятен.

Лера Арабова живет с семьей во Владивостоке, а ее отец уже много лет работает на орбитальной космической станции «Мира», будничным борт-инженером. Для дочери он давно превратился лишь в голос в телефоне. Но когда на ее дом обрушивается метеоритный дождь, у Леры не остается другого выбора: несмотря на неразрешенный конфликт, она должна вместе с отцом найти близких и спасти город от новой катастрофы. Вроде бы типичная и много раз виденная на экране схема. Но…
Скучать, глядя на происходящее на экране, просто невозможно. Настолько в нем задан стремительный и чёткий ритм происходящих событий, которые одновременно еще и рисуют характеры персонажей, открывая в них прошлое, настоящее и возможное будущее. За этим множеством событий видно глубинную проработку авторов, которая требует знаний в области космонавтики, МЧС, астрономии, высоких технологий и т. д. Оторваться от экрана невозможно с первого кадра. Настолько ёмко и выразительно работает оператор и артисты, создавая по-настоящему сильную эмоциональную историю. Понимаешь, что это все выдумано, а все равно смотришь и бьется сердце. Кстати, одним из героев фильма выступает искусственный интеллект в образе незримого робота-помощника Миры. За ним стоит авторское очарование возможностями, которые уже сегодня дают андроиды не только в телефоне, но и в обычных игрушках, даже протезах руки одного из персонажей.
Не верится, что идея «Миры» появилась пять лет назад из заметки в телефоне про человека, оставшегося в одиночестве на космической станции. И вот разрослась до мощного блокбастера с трогательной историей и замечательным сюжетом. В фильме много метафор, переданных очень ярким зримым киноязыком. Авторы по праву могут гордиться 8-минутной однокадровой сценой падения метеоритов, подобной которой в российском кино еще не было. А также тем, что сделали выразительным участником событий город Владивосток, который, будучи крайне кинематографичным местом, в нашем кино очень мало представлен. Им пришлось снимать в недрах самого настоящего танкера и в декорациях, объятых огнем; собирали сотни актеров массовых сцен, десятки машин спецтехники и прорабатывали космическую станцию до самого последнего винтика.
Вообще, декорации в «Мире» – отдельный повод для гордости: у художников ушло много сил, чтобы сделать орбитальную станцию, магазин игрушек, эвакуационный лагерь, госпиталь и многие другие локации максимально проработанными и достоверными. Многие из них существуют в двух вариантах: до катастрофы и после. Но самое главное в «Мире» — человеческие отношения. Вначале картина была задумана как фильм про одиночество, в конечном итоге, стала фильмом про любовь.
По словам режиссера Дмитрия Киселёва, это истории отца, находящегося в космосе, и дочери на Земле в момент небывалой катастрофы. Одна из сильнейших сцен фильма — бомбардировки метеоритного дождя. Когда смотришь эти эпизоды, почему-то думаешь об обстрелах Луганска и Донецка. Эта метафора очень зримо читается сквозь происходящие сегодня в стране события.
Большая актерская нагрузка легла на плечи главной героини, которую с блеском сыграла молодая актриса Вероника Устимова и главного героя Анатолия Белого. Да и все другие актерские работы в фильме удивительно органичны и хороши. Пара Максима Лагашкина и Даши Мороз – при кастинге казалась неочевидным дуэтом, но на экране они очень органично создали убедительный рисунок в общей композиции.
По словам Дмитрия Киселева, «Мира» – фильм о принятии. Принятии себя, того времени и места, в которых находишься, и тех событий, которые с тобой происходят, потому что без этого невозможна полноценная жизнь. Это сложно и просто одновременно – принимать происходящее. И, конечно, это фильм для современного поколения. Для всех возрастов, живущих здесь и сейчас.
При всей брутальности происходящего в картине – это фильм о хрупкости нашего мира и о семье, в которой как в зеркале отражаются все противоречия нашей жизни. В названии картины много смыслов. Один из них еще и призыв к миру.
Борис Примочкин, Наталья Ковалева

КОГДА СТЕНЫ ПОМОГАЮТ
Спектакль «Лубянский гримёр» Нового театра проходит в настоящей московской усадьбе Салтыковых-Чертковых. В уникальных интерьерах старинного дворянского особняка одновременно разворачиваются два захватывающих сюжета. Один из них – легенда о любви, верности, страданиях и подвиге талантливого художника и его прекрасной возлюбленной – крепостной актрисы, другой – история рождения русского театра, рассказанная от лица тех, кто его создавал.

Действие получилось не просто живое и психофизически ощутимое глазами и ушами, а еще и всем телом. Зрители не только сидели в креслах уютного зала, а еще и переходили из комнаты в комнату, где разворачивались события очень искусно и увлекательно выстроенной пьесы. Сейчас это иммерсивность — полное погружение. Зритель окажется внутри мира крепостного театра на расстоянии вытянутой руки начала позапрошлого века, где красота соседствует с жестокостью, пасторальная фривольность с грубостью, чистая любовь с пороком. Фальшь такому театру противопоказана. Потому что здесь нет сцены, нет рампы, нет «четвертой стены». Авторы спектакля во время проходов не просто показали сценки из дворянского быта. В качестве актеров были привлечены настоящие куры, козы, овцы, находящиеся в крестьянских постройках, которые создали постановщики. Аромат эпохи можно почувствовать носом. И дотронуться до него рукой.

Такое общение переводит восприятие на другой уровень и дает более глубокие ощущения. Не говоря уже о правде чувств, которые замечательно и дружно передали современные актёры. Но мало этого — в этом театре, похоже, стены помогают. Это место в Москве имеет особый историко-духовный статус. Мы как бы перемещаемся на театральной машине времени из 21 века в век 19.
В 1831 году в этом самом здании поселился губернатор Москвы — полковник Чертков. Помимо высокого положения в правительстве, губернатор был известен, как человек широких знаний. Он свободно говорил на нескольких языках, прославился как коллекционер редких книг и монет. В сферу его интересов входили археология и история. Коллекция книг, собранная Чертковым, насчитывает более 20 000 экземпляров. Его библиотекой пользовались великие писатели, работая над своими шедеврами. Один из них — Лев Николаевич Толстой. Его часто можно было заметить в усадьбе трудящимся над романом «Война и мир». Нередкими гостями были: Пушкин, Гоголь, Жуковский и Циолковский, занимающиеся в стенах библиотеки самообразованием. В конечном счете, библиотека, собранная Чертковым, стала основой Исторической библиотеки. Строение отличается невероятной красотой. Его использовали и как место встречи Архитектурного клуба, и как площадку для

торжеств. В ходе революции, усадьба пережила грабеж и получила серьезные повреждения. Ее реставрация продолжается и по сей день. Здание украшает герб Чертковых. Девиз, отчеканенный на нем, гласит: «Вера и честь». Интересным фактом, заслуживающим упоминания, является посещение усадьбы Льюисом Кэрролом — автором «Алисы в стране чудес». Несмотря на то, что Кэррол всю свою жизнь провел в любимой Англии, Россия стала единственной страной, которую он посетил. И именно усадьба Салтыковых-Чертковых стала местом, удивившим писателя. 
Трудно поверить, что менее, чем за век домашние крепостные театры переросли в профессиональные. Неграмотные актеры и актрисы, которых продавали и подвергали пыткам, которым запрещали вступать в брак и иметь детей, обрели статус профессиональных артистов. Именно из их среды вышли литературные счастливцевы и несчастливцевы, кручинины и негины, реальные Жемчугова и Щепкин, Шаляпин и Станиславский. Все они – свободные и несвободные – были влюблены в Театр.
И вот в этом особом месте театральной силы, появляется новый необычный спектакль. Художественный руководитель

театра Эдуард Бояков, представляя постановку, отметил, что «Лубянский гример» − история с четким упругим сюжетом, рассказанная современным театральным языком, который при всей мультижанровости и иммерсивности не разрушает границ традиционного драматического театра, а раздвигает их. Финальная часть спектакля происходит в домашнем театре графа, где крепостные артисты разыграют свой спектакль и где развязка драмы о лубянском гримере и его возлюбленной вдруг отозвалась очень своевременно и актуально. В связи с событиями СВО.
Спектакль идет около двух часов, в нем более 30 персонажей. Исполнители ролей — народные артисты России Леонид Якубович, Валентин Клементьев, заслуженные артистки РФ Евдокия Германова, Татьяна Шалковская, артисты Эдуард Флеров, Таисия Краснопевцева, Ольга Зрилина, Дарья Дуженкова, Кирилл Клименко и другие.
Можно поздравить весь творческий коллектив Нового театра с очень необычной и яркой работой, которая не оставит современного зрителя равнодушным.
Борис Примочкин

СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД ФИЛЬМА «ДУРНОЙ ГЛАЗ»

Мистический триллер «Дурной глаз» (совместное производство Ирландии, Великобритании, Филиппин, США) выглядит не совсем нетрадиционным. Вначале все развивается по классическим законам жанра. Дизайнер модной одежды, ухоженная красавица Кристин – её с эмоциональной выразительностью играет Ева Грин — готовится к своему главному показу. Но все чаще её начинают беспокоить ужасные видения, мешающие работать и жить. То ей снится страшный пёс с голубовато мутными слепыми глазами. То ее тело корёжат необъяснимые судороги, от которых она с трудом избавляется.
При этом внешне у неё все благополучно. Прекрасный трехэтажный дом в центре Лондона, очаровательная дочка, успешный муж — стратег-маркетолог. Сытая жизнь богатой европейской дамы, владеющей модной творческой профессией, где у неё на подходе готовится новый денежный заказ.

Внезапно в ее доме появляется небольшого роста женщина — филиппинская знахарка. Её прекрасно играет Чай Фонасье. Парой касаний она избавляет Кристин от кошмаров, судорог и дрожи в руках. Но эффект временный и требует повторов. Вскоре семья девушки замечает, что, помимо гостьи, в доме поселился кто-то еще.
Действие все время перебрасывается в прошлое знахарки. Авторы готовят зрителя очень тщательно к неожиданному финалу, который будет не только мистическим, а еще и социально-протестующим против тех богатых стран, которые на протяжении столетий обирали свои колонии.
И тут стоит поаплодировать авторам фильма, решившимся на такой неожиданный поворот в финале фильма. Насколько эта тенденция соединения мистического ужаса и борьбы за социальную справедливость будет подхвачена кинопроцессом, покажет время.
Борис Примочкин