Essentuki

Путевые заметки

День первый
В марте нынешнего года мы с Катей подумали: Что-то давно нам не звонили из ОСЗН с предложением каких-нибудь халявных путевок в санаторий. И решили позвонить туда сами. Приятная во всех отношениях дама на другом конце провода, пошуршав бумагами на столе, спросила, не хотим ли мы поехать в мае в санаторий «Виктория», что в Ессентуках. Катя, сидя рядом и услыхав на громкой связи такое предложение, закивала своей прелестной головкой, мол, согласны, и мы оказались владельцами двух путёвок в «Базовый санаторий Кавказских Минеральных Вод». А в начале апреля мы купили билеты на самолёт Аэрофлота, вылетающий 07.05.23 в 08:05 из аэропорта Шереметьево.
С тех пор прошел месяц и вот вчера мы с вещами в 5:45 вышли из подъезда нашего дома. У подъезда стоял мерседес последней марки и при нашем появлении из него выпрыгнул как денди лондонский одетый молодой человек. Подбежав к нам с возгласом — я, наверное, вас жду — он выхватил у нас из рук чемоданы и понёсся к машине. Всю дорогу до аэропорта молодой человек развлекал нас разговорами о своём, как оказалось, родном городе Ессентуки. Одним словом, через 45 минут, по приезде в аэропорт, мы уже все знали о столице региона под названием Кавказские Минеральные Воды. Оказалось, что моя добрая племянница Наташа заказала для нас такси бизнес-класса. Благополучно пройдя регистрацию и таможенный досмотр, мы погрузились в самолёт. Правда, позже, уже находясь в Ессентуках, мы узнали, что прошли таможенный досмотр не совсем благополучно. Но об этом речь пойдёт впереди.
В самолёте нам повезло – рядом с нашими двумя креслами оказалось свободное место. И поэтому Катя смогла, свернувшись калачиком, поспать. Ну, а я, подключившись к прекрасно работающей внутренней вайфай сети, смог посмотреть пару киношек из богатой коллекции аэрофлотовской бортовой медиатеки. И через 3,5 часа мы уже заказывали в аэропорту Кавказские Минеральные Воды на Яндекс Go машину до санатория «Виктория», которая за полчаса доставила нас к месту отдыха и лечения. Правда, подъехать к корпусу, где расположена служба заселения и размещения, водителю такси не удалось, потому что шлагбаум оказался наглухо закрытым и рядом с ним не было никого, кто бы им управлял. Поэтому нам с Катей пришлось волочить свои пожитки, грохоча колёсами чемоданов по выбоинам, встречавшимся на тротуарной плитке. Удивительным оказалось то, что сотрудники службы размещения гостей со слов охранника в полном составе отбыли к месту приёма пищи и должны были вернуться минут через сорок, в течение которых нам пришлось ждать их у дверей кабинета. Когда они, наконец, появились, Катя, оставив меня охранять чемоданы, пошла к ним на рандеву. И через некоторое время вышла оттуда с ключами от номера на шестом этаже. К счастью в корпусах этого санатория, в отличии от прошлогоднего в Нальчике, лифты водились и через несколько минут мы были в номере и, покидав чемоданы и рюкзаки, пошли на обед. У входа в столовую, нас завернули, объяснив нам, что мы едим во вторую смену и должны придти через полтора часа. Вернувшись в номер и хорошенько присмотревшись к нему, мы поняли, что он был довольно убогим. Белье выглядело потрёпанным и нестиранным, маленькие полотенца, да и кровати уменьшенные, как в пионерской лагере, в шкафу ни одной полки, хоть держи одежду и вещи в чемоданах, ни графина, ни стаканов, негде даже поесть на случай, если еда в столовой не утолит не в меру разыгравшегося аппетита. Одним словом, мы поняли, что провести 18 дней в этом месте, сильно напоминающем богадельню, будет мало приятным удовольствием, и решили, что надо попытаться улучшить качество жилья. Катя оставила меня сторожить этот номер, а сама отправилась на добычу ордера на новый. В результате, вернувшись через какое-то время, она воскликнула: Мы переезжаем! Быстро покидав в чемоданы немногие уже вынутые из них вещи, мы торжественно пошли к новому счастью. Новый, добытый Катей номер оказался в другом корпусе, где, как мы поняли, обитали обладатели не социальных, а коммерческих путёвок. Несмотря на то, что архитектурно он был похож на старый, но его благоустройство нас порадовало и мы пришли к выводу, что в таких условиях вполне комфортно можно провести наш отпуск. Если, конечно, для неработающих пенсионеров вообще уместно понятие отпуск. Разложив аккуратно, как это умеет и любит Катя, по местам свои одежду и вещи, мы отправились на обед, который неожиданно оказался вполне себе съедобным.
Сытые и довольные мы вернулись в наши апартаменты и Катя, выразив мысль о том, что, раз она выспалась в самолёте, то вполне может пойти на сегодняшний концерт группы Кватро, который должен пройти в ессентукском Концертном зале имени Ф. И. Шаляпина. И мы тут же, что называется – не отходя от кассы, купили электронные билеты на концерт стоимостью в 2000р каждый. Довольно дорогие, на мой взгляд, для такого небольшого городка, тем более для мест в 12 ряду амфитеатра. В первых рядах партнёра билеты стоили по 5000р. Впрочем, они тем не менее уже были все распроданы. Хотя, возможно, я мало что смыслю в шоу-бизнесе.
Наконец, мы стали торжественно наряжаться для выхода в свет. И вот тут-то и случилось то самое событие, которое дало нам повод полагать, что таможню в Шереметьево мы пришли не совсем благополучно. Надев на себя мою козырную футболку, только что подаренную мне моей любимой свояченицей Наташей, и заправляя её (футболку) в свои пасхальные джинсы, я не обнаружил на них ремня, который, я точно помню, был. Нескольких секунд нам хватило, чтобы понять, что я оставил ремень в Шереметьево во время таможенного досмотра. Меня попросили снять его перед проходом через рамку металлоискателя. Вроде бы, и не такая уж великая беда, но ремень был подарен мне моей любимой племянницей Наташей и, к тому же, очень дорогим мужским аксессуаром фирмы Balmain. Участие в одном эпизоде, хотя и косвенное, двух Наташ, было настолько мистическим, что Катя развила бурную деятельность по поиску и возвращению пропажи. Звонок в Шереметьево позволил ей всё-таки соединиться с аэропортовской службой забытых вещей. Услыхав от Кати о том, что её муж оставил при прохождении досмотра свой дорогущий итальянский ремень, сотрудник службы тут же нашёл среди забытых вещей дорогой, по его мнению, ремень и сообщил Кате, что ремень не итальянский, а французский. На что Катя без тени сомнения уверила сотрудника, что, мол, она вспомнила, да-да именно французский, и что она, к сожалению, не помнит, какой он фирмы. Сотрудник службы тут же назвал фирму-производителя этого ремня – Balmain. И вот, наконец, Катя просит его разрешить её дочери приехать в Шереметьево и забрать ремень, потому что сама она находится за тридевять земель от Москвы. Поняв, какой он важный, раз его просят, что-то разрешить, сотрудник даёт добро, предупредив только, что забрать необходимо в течение двух дней. Остальное было уже делом техники. Позвонить дочери, живущей на Ленинградке, и попросить её заехать в Шереметьево за ремнем стоимостью, по мнению Кати, 47000 рублей. Таким образом, ремень оказался самой дорогой вещью из всего нашего багажа. Милая Женечка согласилась это сделать – и сделала. Так я снова оказался обладателем, практически, реликвии.
Запустив, таким образом, операцию под названием «Вернуть Мише ремень!», Катя вернулась к сборам на концерт и в половине седьмого вечера мы были у Концертного зала. Погуляв ещё немного вокруг зала, мы зашли внутрь и, наконец, сидели на своих местах в ожидании вокалистов знаменитой группы Кватро, образованной в далёком 2003 году и пришедшей, таким образом, к своему двадцатилетнему юбилею. Наконец, на сцену вышла знаменитая московская четвёрка и в течение двух часов зажигала публику, не раз вызывая бурю оваций.
Выйдя на улицу после концерта, мы попали в довольно сильный дождь и наше желание погулять по вечернему городу Ессентуки было отменено силами матушки-природы. Пришлось снова воспользоваться вездесущим Яндекс Go и вернуться к отбою на базу.
Так завершился наш первый день отдыха в санатории «Виктория», начавшийся в 4 часа утра в Москве и завершившийся в 11 часов вечера в столице региона Кавказские Минеральные Воды г. Ессентуки.

Я шагаю по санаторию
Когда я узнал, что площадь санатория «Виктория» составляет 22 гектара, мне захотелось погулять по нему и посмотреть, чем же можно занять такую большую территорию. Вооружившись камерой своего айфона, я начал свой маршрут от входных ворот санатория.

Когда смотришь на ворота с улицы Пушкина, кажется, что это вход не в санаторий, а в парк. Впрочем, это так и есть, потому то все сооружения санатория находятся практически в парке. Многочисленные дорожки, беседки, спортивные площадки, фонтаны, скульптуры — всё это атрибуты парка. Ну, а корпуса санатория, жилые и лечебные, конечно, немного портят ландшафт, но куда от них деться – жить и лечиться надо же где-то.
Первое, что встречается на пути, когда входишь в ворота с улицы нашего всего, читай Пушкина, это два корпуса медицинского назначения. Водолечебница и Лечебный корпус. Просто две шестиэтажные коробки советской постройки. Правда, они довольно прилично оборудованы. Прилично – не в смысле современно, а в смысле многообразно. Например, циркулярному душу и ингаляторам сто лет в обед. Но они, тем не менее, сильно бьют струями воды по бренным телам болезных посетителей и орошают их носоглотки. Хотя, чем именно орошают, я не почувствовал. Мне показалось, что я дышал просто сильной струёй воздуха. Ну, да ладно. Зачем рассуждать о том, в чем мало что смыслишь.

После того, как проходишь два медицинских заведения попадаешь на площадь «Виктория». Сразу, как только входишь на площадь, оказываешься рядом с Памятником автопробегу в честь 70-летия Победы, состоявшемуся, соответственно, в 2015 году. Автопробег прошёл путь от Москвы до Магадана, собирая большое количество участников из мест, через которые проходил.

Глядя на памятник, состоящий из бетонной копии автомобиля М-20 «Победа» на фоне монументального красного Знамени Победы, так и хочется сесть рядом с командором, управляющим автомобилем. Тем более, что это только приветствуется.
Главным же артобъектом площади служит установленная на ней огромная стела, которую венчает скульптура богини победы Виктория.

Кроме стелы и ряда торговых павильончиков, на площади установлено сооружение, похожее на эстраду, которая, по всей видимости, используется для проведения массовых сборищ в летнее время.

Вся остальная территория санатория – довольно живописный ландшафт с большим количеством элементов паркового дизайна: скульптур и фонтанов, очень часто совмещающих в себе эти два вида парковых объектов. Кроме того, поражает очень красиво высаженная и заботливо ухоженная флора. Не случайно парк санатория частенько называют дендрарием. Интересно, что все это великолепие создано под руководством и непосредственном участии директора санатория, возглавлявшего его с 1987 по 2013, Бориса Петровича Хинчагова, которому удалось благоустроить и поднять медицинскую часть и санаторное хозяйство на очень высокий уровень, несмотря на бушующие в стране 90-е. Он был кандидатом медицинских наук, Заслуженным врачей РФ и членом Союза художников России. К сожалению в 2013 году он скончался в возрасте 70 лет.

Но вернёмся к парку. На пути к питьевой галерее нам встретилась вот такая томная девица, оказавшаяся наядой, то бишь нимфой, живущей в разного рода акваториях: фонтанах, ручьях, колодца и пр. Скульптура так и называется «Утро наяды».

Правда, здесь она, почему-то, не в фонтане, где это было бы уместнее.

От наяды плавно перехожу к другой скульптуре. Руке, на кончиках пальцев которой, приземлилась бабочка.

Что олицетворяет эта рука с бабочкой написано на табличке внизу. Никакого сакраментального смысла я в этом не узрел. С этого ракурса крылатое существо на руке больше напомнило мне муху. Но от этого смысла в надписи больше не стало.
А вот ещё одна рука. Фонтан в виде руки, держащей чашу.

Пояснительной надписи к этому чуду скульптурного творчества я не нашёл, поэтому мысль автора предлагаю расшифровывать читателю самому.
Следующая, встретившаяся мне на пути скульптура оказалась маленькой девочкой.

Каждый без труда догадается в чьих туфлях красуется девчонка. Даже если бы надписи рядом с этим артобъектом не было. Очень симпатично, на мой взгляд.
Продолжая детскую тему, авторы этой скульптуромании создали вот такого необычного ребёнка.

Цветовая гамма этого творения выбивается из общего строя, но этим оно и любопытно. Табличка рядом не оставляет сомнений в том, что это «Малыш в капусте».
А вот ещё один фонтан с белой скульптурой девушки-ангела, держащей на своих руках-крыльях то-ли венок, то-ли обруч. Одним словом что-то круглое, непонятного мне назначения. Отсылкой к какому библейскому сюжету служит эта фотомодель, мне неясно.

Дальше по моему маршруту встретился вот этот горный орёл.

Ничего удивительного в том, что орлов, терзающих бедную змейку, здесь так много. Ведь он (орёл) давно уже стал символом Кавказа.
А вот ещё один субъект, набросившийся на змею. Георгий победоносец. Тот самый, великомученик, день которого на Руси издавна называют «Юрьевым днем». Все мы помним знаменитую поговорку, появившуюся в России после 1905 года – «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Ну, да это совсем другая история.

Иду дальше и встречаю вот такую табличку


Что тут скажешь? Камни и есть камни. Хотя на последнем снимке ящерка немного оживила неживую природу.

Далее на пути показался интересная скульптура. Конечно, её герой фигура, до боли известная. Однако попросить его послушать себя — такою возможностью воспользуйся каждый.

Прошагав ещё немного, вижу такую любопытную скульптуру

Крылья есть, а архангела нет. Вот, думаю, дела. Куда ж он подевался? И только посмотрев на то место, где должны быть ноги архангела и увидев там постамент, я понял, что архангелом может быть каждый, кто, хоть на несколько мгновений, пожелает быть им. Я пожелал.

Оказалось, что никаких сложностей побывать на месте архангела Михаила нет. Ну, если, конечно, на несколько минут. А вот, если надолго, то сразу вспоминаются анекдоты, начинающиеся со слов: попадает мужик в рай, встречают его архангелы и дальше по тексту… В общем работы у архангелов непочатый край. Вспомнил я это и мигом слетел с постамента.

Побывав на месте архангела, я двинулся дальше и набрёл на скульптуру Эльбрус.

В описании этого артобъекта всё, вроде, понятно. Оказывается, довольно просто стать мудрым и счастливым в любви. Надо просто приехать к Эльбрусу и дождаться, когда солнце позолотит обе его вершины, оказавшись ровно между ними. Удовольствие, прямо скажем, недешевое, но оно того стоит!
Насладившись видом Эльбруса, пусть и не настоящего, иду дальше и вижу более, чем странную табличку Туалет «Карандаш». Не припомню, чтобы встречал раньше общественные туалеты, носящие собственное имя. Конечно, тут же возникло желание посмотреть, а не то желание, о котором вы подумали.

И правда, напоминает карандаш. Креативненько, как сейчас бы сказали. К сожалению, на фото не видна верхушка домика, напоминающая очищенный грифель карандаша.
Следующая скульптура не вызвала у меня никаких ассоциаций. Поэтому мне не пришло на ум, какие бы это были животные.

Но умненькая Катя без тени сомнения решила, что это куницы. За не именем другой версии, я согласился.
А дальше увидел вот это огромное сердце.

Катя попросила меня чем-нибудь стукнуть по трубке музыкального инструмента, подвешенного к сердцу Виктории. К сожалению никакого более или менее мелодичного звука сердце не извлекло, кроме простого – бум.
И вот, наконец-то, мы подошли к цели своего путешествия – знаменитой Питьевой галерее санатория «Виктория»

Галерея эта считается самой большой в Европе. Её часто называют пятитысячником, потому что она может одновременно напоить 5000 посетителей. Ну что ж, она, действительно, громадна. Но чтобы 5000 человек – это мне показалось утопией. Впрочем, вряд ли кто-то загонял туда такое количество страждущих напиться минералки Ессентуки-4 или Ессентуки-17, чтоб установить этот спорный, на мой взгляд, факт. Впрочем, об этой галерее можно сделать отдельный репортаж.

Конечно, не все артобъекты парка санатория «Виктория» попали в этот обзор. Надеюсь, мне удастся упомянуть их в дальнейших публикациях.