gen_1530.1.gif
Главная
Новости
Социум
Бизнес и Финансы
Связь и IT
Кино, театр
Музыкальные истории
Медицина и экология
Транспорт
Строительство
Страхование
Сервис и торговля
Книги
Музеи и выставки
События и люди
Образование
Энергетика, нефтехимия
Спорт и отдых
Дом советов
Стихи и проза
Отзывы наших читателей
Написать отзыв

 

Образование


Obrasovanie.jpg  


ПЕРЕХОД НА ЦИФРОВУЮ ПЛАТФОРМУ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Страна стремительно переходит в цифровую реальность. Проблема обучения населения стоит как никогда остро. В конце декабря 2018 года были представлены результаты всероссийского социологического исследования "Восприятие онлайн-обучения в РФ", проведенного в рамках реализации приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в РФ". Согласно результатам соцопроса, все целевые группы – студенты высших и средних образовательных организаций, преподаватели вузов и колледжей, а также бизнес-сообщество приветствуют внедрение элементов онлайн-обучения в образовательный процесс.
Согласно данным исследования, проведенного оператором ВЦИОМ по организации и проведению исследований в области брендинга и репутации, в среднем 87% студентов вузов и СПО, а также 76% преподавателей позитивно относятся к цифровым технологиям, позволяющим удаленно проходить обучение и тестирование.
При этом 62% студентов и 74% преподавателей слышали об образовательном портале-агрегаторе онлайн-курсов, созданном в рамках приоритетного проекта «СЦОС в РФ» (online.edu.ru), или проходили курсы на нём.

«В условиях цифровой экономики, когда страна ориентирована на новый технологический виток, нет, наверное, ни одной образовательной программы, где не нашли бы применения цифровые технологии и развитие IT-навыков у обучающихся. Это обязательное условие для подготовки любого специалиста. Например, визуализация – это канал, который нами до сих пор использовался условно, но в последние несколько лет мы стали активно внедрять его в процесс обучения. За счет визуализации процент остаточных знаний – тех, которые сохранились у студентов после успешного завершения всей программы обучения, составляет 92%, – отметила заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская.
Главная задача на текущий момент - сохранить те знания, которые являются основой российского образования. Но сегод
ня пользуются большим спросом еще и прикладные программы, которые востребованы на конкретном производстве или в бизнесе. Данное исследование оценивает количественное состояние процесса внедрения цифровых образовательных инструментов. В будущем предстоит заняться также качественной оценкой результатов реализации этих проектов.
Как свидетельствуют данные исследования, у 77% опрошенных преподавателей вузов и у 49% преподавателей колледжей имеется опыт участия в разработке онлайн-курсов или их составляющих.
«Результаты исследования продемонстрировали, что работа, поведенная за время реализации приоритетного проекта «СЦОС в РФ», дала нужный результат. В первую очередь, речь идет, безусловно, о повышении квалификации сотрудников образовательных организаций всех уровней, - считает председатель координационного совета Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения Александр Волков. - Например, наш Поволжский региональный центр компетенций в области онлайн-обучения за неполный год обучил более тысячи преподавателей. Это говорит о высокой степени проникновения передового опыта внедрения методов онлайн-обучения».

 Повышение квалификации в этой области во многом строится на раскрытии успешных кейсов от лучших экспертов-практиков. Так, за неполный год в центре прошли обучение порядка 90 сотрудников Мордовского госуниверситета им. Огарева, ими создано шесть онлайн-курсов, доступных посредством ресурса «одного окна», более трех тысяч студентов вуза используют онлайн-курсы для освоения образовательной программы в рамках смешанного обучения.
Высок уровень доверия к онлайн-обучению и со стороны представителей бизнеса. Так, 73% опрошенных представителей компаний-работодателей положительно относятся к включению онлайн-технологий в образовательный процесс. 68% участвовавших в исследовании согласны с тем, что развитие онлайн-образования – одно из ключевых условий решения задачи по модернизации профессионального образования.
«Много онлайн-курсов, размещенных на платформе GeekBrains, которая также подключена к ресурсу «одного окна». Видно, что интерес к онлайн-обучению со стороны студентов и представителей старших поколений повышается, а само оно уже нормально воспринимается обществом, – говорит Сергей Марданов, директор по связям с университетами в Mail.Ru Group. – Добавлю, как представитель работодателей, нам онлайн-курсы интересны тем, что они реагируют на изменения гораздо быстрее, чем традиционное образование».
С учетом того, что экономика и технологии быстро развиваются, никто не знает, какие специальности могут потребоваться уже через пять лет. Но если разработка, апробация и утверждение образовательной программы может занять годы, то создание онлайн-курса – несколько месяцев. При этом можно тут же получить отклик от студентов и улучшить контент. То есть, максимум через полгода получается качественный продукт, который можно масштабировать на огромное количество слушателей. Онлайн-курсы важны и с точки зрения продвижения брэнда компании-работодателя среди студентов. «Учись у лидеров и приходи к лидерам работать» – это сообщение очень важно для нас».
По данным глубинных интервью, проведенных в рамках исследования, представители работодателей отмечают массу достоинств, которые открывает перед ними и их сотрудниками онлайн-обучение. Наиболее часто компаниями упоминалось возможность одномоментного оперативного обучения большого количества сотрудников и возможность для компаний экономить средства путем обучения сотрудников без отрыва от работы. Бизнес также привлекает перспектива уменьшить дефицит кадров, благодаря большей доступности онлайн-образования.

Борис Примочкин


Наша справка
Приоритетный проект в области образования «СЦОС в РФ»
Паспорт приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» утвержден 25 октября 2016 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Организатором реализации приоритетного проекта является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Проект нацелен на повышение доступности, актуальности и качества образования граждан России за счет технологий онлайн-обучения. В рамках реализации проекта создан и проходит апробацию ресурс, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна». Проект «СЦОС в РФ» предусматривает профессиональную подготовку работников образовательных учреждений в целях повышения компетенций в области создания и использования обучающих онлайн-курсов. Увеличение количества доступных онлайн-курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по освоению онлайн-курсов позволит к 2025 году обучить на онлайн-курсах 11 млн человек.
Исходя из этой задачи, были сформированы десять Региональных центров компетенций в области онлайн-образования (РЦКОО) на базе ведущих вузов страны: Балтийского, Дальневосточного, Сибирского, Южного федеральных университетов, Томского, Тюменского, Тульского государственных университетов, Поволжского государственного технологического университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в Севастополе.


ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДЕТЯМ

 

     Детское телевидение в современной России является одной из тех отраслей, которой уделяется очень мало внимания.

     Детское вещание - это не только мультфильмы, это еще и огромный пласт научно-популярных, учебных программ, экранизаций классических произведений, беседы об искусстве и музыке, в том числе современной, а также великое множество других форм и жанров.

Современное российское телевидение очень далеко от детей и подростков, даже в сложные постперестроечные годы эфир был заполнен детскими передачами, сегодня их практически нет.


Первая в Советском Союзе телепрограмма для детей «С новым годом!» вышла в эфир 2 января 1932 года.
Пионером детского телевидения был Ленинградский телецентр. Согласно записям в регистрационной тетради уже в 1938-1939 годах работники Ленинградской студии выпускали пробные передачи, ориентированные на детскую аудиторию. К таким передачам относился первый телевизионный журнал «Телевизор», состоявший из разных игровых и документальных «страниц». В эфир вышло всего три номера этого журнала.
Еще одной передачей для детей, появившейся в довоенное время, 30 мая 1939 года, была «Веселая эстрада».
Регулярное телевидение для детей начиналось как сборные программы, включавшие выступления писателей, композиторов и известных артистов. Воскресный блок иногда дополнялся телепостановками или художественными фильмами для ребят. Согласно сохранившимся свидетельствам уже в это время осуществлялся дифференцированный подход к аудитории: детская программа подразделялась на отделения в зависимости от возраста зрителя.

В 1955 году была создана Главная редакция телевизионных программ для детей и юношества, были увеличены объем эфирного времени и штаты сотрудников.

В это время возникает тенденция к систематизации детского вещания. На телеэкране появляются первые циклы передач. Периодичность позволила детским программам завоевать устойчивую аудиторию.


С зарождения детского вещания в нашей стране определилась его специфика: приоритет отдается воспитательным и образовательным функциям. Большое внимание уделялось творческому развитию детей и расширению их кругозора. Среди знаковых проектов этого периода стоит назвать тележурнал «Юный пионер», первый номер которого вышел на экраны 6 сентября 1951 года. С января 1952 года он появлялся в эфире регулярно - один раз в месяц. В его рубриках рассказывалось о профессиях и музыкальных инструментах, встречах с известными людьми, отдельные разделы были посвящены технике, науке, физкультуре и спорту. «Страничка» под названием «Занимательная математика» предлагала школьникам самостоятельно решать задачи повышенн
ого уровня сложности и присылать ответы в редакцию. Разбор правильных ответов позволил быстро наладить обратную связь, и скоро вслед за «Занимательной математикой» появилась «Занимательная физика». Тележурнал стал одной из самых распространенных форм телепередач для юных зрителей.  

В начале 1951 года на телеэкранах появилась передача «Умелые руки», просуществовавшая до начала 1980-х годов. Первоначально это была передача для родителей о том, где и как можно организовать досуг школьника. В середине 50-х передачу стала вести Валентина Леонтьева. В первом выпуске с ее участием она объясняла ребятам, как делать куклу из папье-маше. По существу «Умелые руки» были первой передачей, центром которой стало совместное творчество ведущего и детей, находящихся перед экраном. В июле 1959 года передача распалась на два цикла: для дошкольников и младших школьников осталась передача с тем же названием; для детей среднего школьного возраста стал выходить цикл «Сто затей двух друзей».
Среди знаковых программ этого периода стоит упомянуть знаменитую программу «Спокойной ночи, малыши!». Ее первый выход в эфир состоялся 1 сентября 1964 года.
Первое время в передаче не было кукольных персонажей. Позднее появились Шустрик и Мямлик. Зайца Степашку до 1968-го года звали Тепой. Так как драматургия выпуска предполагала конфликт между героями, в скором времени к положительному Степашке добавились хулиган Хрюша и во всем сомневающийся Филя.
Классическая передача представляла собой небольшой эпизод из жизни кукольных персонажей и мультипликационный фильм, который служил иллюстрацией разыгранной сценки. Формат передачи не был статичным и с годами прошел несколько модификаций.
Детское телевидение этого периода по-прежнему уделяло много внимания творческому развитию ребенка и привитию художественного вкуса. Продолжал развиваться детский телевизионный театр, спектакли показывались еженедельно по субботам. В эфир выходили журналы об изобразительном искусстве «Радуга» и «Холст», был создан цикл о детском кино «Друг - волшебник», появились журналы о музыке «Жаворонок» и

«Необыкновенный ключ».



«Детский час» — развивающая телепередача для детей. С 1989 по 1992 г. выходила на Первой программе ЦТ, до середины 1990-x годов — на Четвёртом общеобразовательном канале. Программа «Детский час» включала в себя тематические уроки иностранного языка (передачи с уроками английского, немецкого и французского языков), выступления детских коллективов, старые выпуски АБВГДейки, показа мультфильмов, показа рецептов изготовления каких-либо несложных блюд, которые могут приготовить дети, и т.п.


     Период с начала 1970-х до середины 1980-х годов можно назвать периодом подъема отечественного детского телевещания. Количество передач для маленьких зрителей, которые показывались на телеэкране, было наибольшим по сравнению с другими периодами развития отечественного телевидения.

Телевещание для детей осуществлялось по твердому графику: существовали утренние, дневные и вечерние часы; определенным закономерностям подчинялось размещение передач для юной аудитории в будни и выходные дни. Согласно сохранившимся свидетельствам для детского вещания в этот период большое знач
ение имела обратная связь, зрительская почта. Так закладывались основы интерактивности детского телевидения.

Чрезвычайно популярной передачей тех лет была развлекательная программа «Будильник». Создатели программы сделали основной упор на вовлечение зрителей в происходящее на экране. В передаче использовался сериальный подход. Сначала зрители следили за приключениями Васи Будильникова, затем появился дядюшка Друдл, загадывавший ребятам различные загадки. В гости к ведущей программы Надежде Румянцевой приходили многие известные артисты, писатели и литературные персонажи. Традиционно большинство ролей в детских передачах исполняли взрослые или куклы. «Будильник» был исключением: в передачах активно участвовали ребята. Несмотря на сильную развлекательную составляющую главной задачей программы оставалось социальное, нравственное и интеллектуальное воспитание маленьких зрителей.

                                                              
Еще одним знаменитым телепроектом в этот период был образовательный цикл «АБВГДейка», аналог американского цикла «Улица Сезам». Каждый выпуск программы имел самостоятельный и законченный сюжет. Герои сценок в доступной форме учили детей азам чтения, письма и счета, а также элементарным правилам общественной жизни. Своей целью передача ставила целостное развитие личности ребенка, однако методы для ее достижения выбирала подчеркнуто «несерьезные». Выпуски «АБВГДейки» были построены не на изложении материала, который затем предстояло заучить, а на клоунаде, песнях и шутках. Ребятам давались домашние задания, в студии демонстрировались поделки и рисунки юных зрителей, читались их письма.

Большое внимание уделялось привитию любви к литературе. Этой задаче было посвящено множество жанров передач для детей от небольших спектаклей в цикле «Читай-город» и «Стихи-детям» до телевизионных олимпиад. Детское телевещание 70-х продолжало уделять внимание и художественному воспитанию своей аудитории.
     Программа «В каждом рисунке солнце» строила свой каждый выпуск вокруг определенной темы (например, «Природа нуждается в защите», «Иллюстрации к сказкам Бажова»), которая находила свое отражение в детских рисунках.

     Большой популярностью пользовалась программа-игра
«Выставка Буратино».


Ведущие передачи - Буратино и приглашенный художник - давали зрителям домашние задания, а затем устраивали выставку присланных работ. Художник комментировал детские рисунки, отмечал их сильные и слабые стороны, давал советы ребятам. Кроме того, ведущий и сам рисовал в студии, комментировал ошибки в рисунках Буратино. Иногда в эфир приглашались и юные художники.

Другим направлением детского телевещания были научно-популярные передачи. Распространенной формой
таких программ были телевикторины и олимпиады, например конкурсы, посвященные литературе «Турнир любознательных», географии - «Ветер странствий», математике - «Один пишем два в уме».
В научно-познавательных циклах старались учитывать особенности психического развития аудитории, но уровень сложности вопросов был высоким. Образовательная традиция делать ставку на самых сильных учеников отразилась в тенденции делать ставку на самых эрудированных и сообразительных зрителей. В цикле «Ответы на тысячу почему?» на вопросы ребят отвечали ученые различных отраслей науки, специалисты и искусствоведы. Сопровождение информации аудиовизуальными образами позволяло усилить воздействие, превращая детские научно-популярные циклы в своего рода аудиовизуальную энциклопедию. Домашние задания олимпиад по русскому языку, литературе, математике нередко требовали нешаблонных ответов и нестандартных решений.


Такие программы как «До 16 и старше» и «Марафон-15» впервые стали говорить в эфире о том, что по-настоящему интересно молодежи: досуге, музыке, моде.
В дальнейшем уклон в сторону актуальной информации усилился. Если в начале программы представляли собой публицистический журнал, впоследствии они превратилась в ток-шоу о жизни молодежи. Современное звучание выпускам придавали не только обсуждаемые вопросы, но и внимание создателей передачи к межсюжетному пространству: отбивкам, анонсам и заставкам.




В 1995 году программе «Там-там новости» /студия «РОСТ», ВГТРК/ была вручена премия «Тэфи», но совсем скоро этот цикл новостей в эфир выходить перестал, его сменила передача «Башня», которая тоже долго в эфире не задержалась.




Одним из новаторских направлений в детском телевидении в конце прошлого века стало использование компьютерных технологий. Пионером этого формата была передача «Позвоните Кузе». В центре программы была компьютерная игра, принять участие в которой мог любой зритель, имеющий телефон с тоновым режимом и дозвонившийся в студию. По своей сути ребята могли в прямом эфире поиграть в приставочную игру на глазах всей страны и даже выиграть диск с игрой.





Одной из попыток составить конкуренцию зарубежным образовательным программам стал познавательно-развлекательный альманах «Лукоморье». Программа представляла собой телепостановку с постоянными персонажами - героями русских народных сказок. Ее целевой аудиторией были дети в возрасте от 6 до 12 лет. Основной задачей передачи было воспитание зрителей на основе отечественного социокультурного опыта. Программа просуществовала на телеканале РТР 4 года. К сожалению, бессистемная организация проекта, смена формата от выпуска к выпуску не позволили в полной мере раскрыть потенциал основной идеи.



     Электронные СМИ, среди которых и телевидение, стали одним из основных факторов социализации современного ребенка. Отсутствие юношеских редакций, студий, производящих детские программы и фильмы, приведет к потере еще одного подрастающего поколения.


Наталья Щербина

Наша справка:
     По данным экспертов TNS Gallup Media, в среднем по России (в городах с численностью населения более 100 тысяч человек) среди аудитории старше четырех лет бесспорным лидером по-прежнему остается программа «Спокойной ночи, малыши!» (канал «Россия»). Ее рейтинговые показатели колеблются от 6 до 8,5%.
Второе место занимает киножурнал «Ералаш» (Первый канал), за ним с примерно равными показателями следуют программа «Дисней-клуб» (Первый канал) и мультсериалы канала СТС. То есть на всем российском телевидении есть только несколько передач, имеющих достаточно весомый рейтинг. При этом две передачи («Спокойной ночи, малыши!» и «Ералаш») созданы несколько десятилетий назад и сегодня снимаются по одному шаблону. То есть ничего нового не создается, а все, что было создано в 90-е годы, давно закрыто и забыто.

Шигарева Ю. Телевидение России воспитывает патриотов США // «Аргументы и Факты» (www.aif.ru) от 08.09.2007. .



     Не лучше ситуация и с вещанием для подростков. Специальные программы, рассчитанные на эту аудиторию, на российском телевидении практически полностью отсутствуют. Как следствие, подростки вынуждены смотреть фильмы и передачи для взрослых. То, что они там видят, вызывает вполне закономерную озабоченность у ученых. Достаточно вспомнить пресловутый «Дом-2», чтобы понять насколько сложная ситуация в этом сегменте телевидения.
Уже несколько лет в Центре социологии образования Российской академии образования (РАО) изучают влияние, которое современное отечественное телевидение оказывает на молодых россиян. В ходе экспертных телепросмотров, длительность которых составила 116 часов, удалось выяснить, что в среднем на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия и эротики (то есть каждые 15 минут). Если учесть, что общая длительность ежедневных телепросмотров у школьников составляет в среднем 2,3 часа, то путем простого арифметического подсчета можно сделать вывод, что в среднем российский ребенок или подросток ежедневно видит не менее девяти подобных сцен. При этом если в утренние часы в среднем транслируется 3,2 сцены насилия или эротики за один час телевещания, то в вечерние уже 4,3, а в ночные - 5,4 Журавлева Е., Назарова Т. Беспокойной ночи, малыши! Российские телеканалы могут лишиться лицензий за отсутствие детских программ.
 

«Новые известия» (www.newizv.ru) от 29.06.2005.


ИДЁМ В МУЗЕЙ

 

ОБРАЗОВАНИЕ
процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры.
Основной путь получения образования - обучение и самообразование.

***


Московский музей образования открыт в октябре 2005 года.
Идея  создания  и воплощение её в жизнь принадлежит Департаменту  образования города Москвы.
В разработке концепции Музея и создании его экспозиций принимали участие многие деятели столичного образования. Координировали эту работу специалисты Московского института открытого образования.
Здание Музея расположено в историческом центре города – Замоскворечье, в особняке XVIII-XIX вв.




Музей связь времен:  из вчера – через сегодня – в завтра


В музее можно узнать об истории российского и московского образования, получить представление о современном многообразии педагогических систем, отвечающих потребностям и интересам учащихся и учителей.




В  НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В МУЗЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭКСПОЗИЦИИ:



- «История образования» – отражены основные этапы развития российского  и московского образования от древности до наших дней;

- «Интерактивная экспозиция увлекательной науки» – посетители получают возможность под руководством экскурсовода-преподавателя провести несложные и
увлекательные научные эксперименты на многих экспонатах, в том числе сделанных руками учащихся;

- «Улицы Москвы, зовущие в дорогу» – представлены подлинные предметы народного быта и их копии, выполненные руками носителей культур народов России, профессиональными мастерами, педагогами, учащимися;

- «Мы и космос» и «Москва – взгляд из космоса»

Интерактивные программы 
рассказывают о новых технологиях приема и обработки космических изображений Земли и об их использовании в различных исследованиях, а также в повседневной жизни;

- «Волшебный букварь» – представлены старинные буквари, тетради, прописи, буквы-игрушки и пр.;

- «Зал А.С. Макаренко» (кинозал) − знакомит с основными вехами жизни и педагогической деятельности выдающегося педагога XX столетия А.С. Макаренко. В этом зале также проводятся заседания киноклуба будущих педагогов, кинопоказы и др.;

- «Музыкальная шкатулка» − погружает детей и взрослых в мир музыки, нотной грамоты, образов и звуков;

- «Выставочный зал» − демонстрирует творческие работы детей, педагогов и профессиональных художников, выполненные в разных техниках;

- «Зал сменных экспозиций» − представляет образовательные выставки и проект «Музей в гостях у музея».


Посещение музея, фото и видеосъёмка, а также мероприятия, проводимые в нём, бесплатные!!!


МУЗЕЙ, КАК ИСТОЧНИК НОВЫХ ЗНАНИЙ


УЧИТЕЛЯМ

СКАЗКИ МУЗЕЯ

     Это задание подойдёт для учеников начальной школы. Они тоже нередко посещают музеи, но задания должны соответствовать их возрасту.
Неплохой вариант – музейные сказки. Это тоже в своём роде небольшие сочинения, но несущие более творческий, даже фантазийный характер. Ребята составляют небольшие сказки на основании впечатлений от посещения музея.


КВЕСТ-ИГРА
Под словом «КВЕСТ» мы понимаем приключения поискового характера, этакую познавательную игру.
Подготовка предстоит немалая, вы должны сами составить карту заданий для ребят, в основе которой будет поиск экспонатов, наблюдение за ними, поиск каких-то связей или закономерностей.
Игра предполагает детальное ознакомление ученика с экспонатом и максимальный объём информации, который тот ему может дать.

ПИШЕМ  СОЧИНЕНИЕ  
Более традиционный, но не менее продуктивный подход. То есть после обычной групповой экскурсии или же самостоятельного посещения музея, ребята должны написать небольшое сочинение. Ваши требование – без статистики, основано на впечатлениях и наблюдениях. Гораздо лучше, если ребята не воспользуются Интернетом и справочниками, а напишут о собственных впечатлениях от экскурсии. Ещё до посещения музея расскажите им о предстоящем задании, они будут внимательнее.



РЕПОРТАЖ  О  МУЗЕЕ
Это творческий подход, он может применяться в двух случаях. Например, на уроке русского языка, при изучении публицистики, это будет творческим домашним заданием. На уроке же истории вы задаёте более конкретную тему, и ученик пишет статью не о музее, а об одной из его экспозиций и т.д.


ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПОНАТА

Каждый из ребят выбирает определённый экспонат и собирает информацию о нём. У него в итоге получается небольшой рассказ, дополняемый изображениями экспоната.

Как видите, немало вариантов. Их стоит использовать в практике, чтобы ребята в учёбе свободно использовали самые разные источники информации, учились распределять своё время и работать самостоятельно.



РОДИТЕЛЯМ

ИДЁМ  В МУЗЕЙ С РЕБЕНКОМ

В переводе с греческого музей-это храм, в котором живут музы. Это место, где хранятся памятники духовной культуры.
Посещение музея играет большую роль в развитии и воспитании детей. Из таких экскурсий ребенок узнает много нового, учится вести себя в обществе.

 «Волшебный букварь»
в Вишняковском переулке  – место, куда приходят с детьми. Это единственный в мире музей, посещать который можно с двухлетнего возраста. Но в основном, он рассчитан на дошкольников старших групп и учеников начальных классов. Почти все экспонаты музея можно подержать в руках, потрогать, или даже понюхать.
Здесь работают несколько интересных экспозиций с говорящими названиями, не требующими пояснений:
«Старинные принадлежности школьников», «Буковки-куколки», «Любопытные игрушки на тему школы». «Сказочная страна Забукварье» – диорама, где в очертаниях домов и замков проглядываются красочные буквы. У каждого экспоната сказочной страны есть своя легенда.
Самая необычная экспозиция музея –
«Сад ароматических букв», здесь каждая буква алфавита обладает своим запахом. У буквы «Р» – аромат розы, «М» пахнет мятой, а «К» – корицей.
Есть выставка детских поделок и рисунков, а также выставка разных изданий букварей и азбук
    
Перед тем, как идти в музей, поговорите с ребенком, подготовьте его заранее. Расскажите, что это за место, заинтересуйте его. Покажите картинки, фотографии из книг. А также не забудьте поговорить о том, как себя вести в музее.

Устройте ребенку в этот день праздник, чтобы посещение музея запомнилось надолго.


КИНОКЛУБ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

 

17 ноября 2016 г. в рамках реализации совместного проекта Московского городского дома учителя и Московского городского педагогического университета «Проблемы педагогики, отраженные в кинематографе» состоялось очередное заседание «Киноклуба будущих педагогов».
Члены клуба – педагоги московских школ, студенты МГПУ и педагогических колледжей, сотрудники музея. В этот раз на обсуждение был вынесен фильм «Географ глобус пропил», получивший неоднозначную оценку у педагогов и общественности.

В качестве экспертов были приглашены и участвовали в заседании клуба ветераны педагогического труда: Э.К. Соколова, Н.А. Щербатенко, Р.П. Половинкина, а также Н.И. Щербина, более тридцати лет отдавшая телевидению, обладатель премии «Тэфи» за программы для детей.

Свою оценку увиденному на экране дали также учитель географии школы № 630 Р.Р. Хабиев и учитель физики Гимназии № 1567 С.Ю. Лопухина. Активными участниками дискуссии стали и будущие педагоги – студенты педуниверситета и колледжей.

Несмотря на различные точки зрения, высказанные членами киноклуба, все сошлись в одном – учитель должен «сеять разумное, доброе, вечное». А студенческая молодежь заявила, что осознанно выбрала профессию педагога и будет учить ребят творить жизнь и самих себя, равняясь на высокие нравственные идеалы.

http://mgdu.dogm.mos.ru/presscenter/news/detail/4258075.html


ТЕМЫ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ В ЦАРСКОЙ РОССИИ

 

ЕГЭ тихо курит в сторонке



* Замирание нашего сада осенью.

* Река в лунную ночь.

* Лес в лучшую свою пору.

* Встреча войска, возвратившегося из похода.

* Дедушкин садик. (для детей 12-13 лет)




Для младших классов:


* О том, что видела птичка в дальних землях.

* История постройки дома и разведения при нем сада…

* Великаны и пигмеи лесного царства.

Для старших гимназистов:

* Слово как источник счастья.

* Почему жизнь сравнивают с путешествием?

* Родина и чужая сторона.

* О скоротечности жизни.

* Какие предметы составляют богатство России и почему?

* О высоком достоинстве человеческого слова и письма.

* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.

* О проявлении нравственного начала в истории.

* На чем основывается духовная связь между предками и потомством.

http://thejizn.com


УРОК, ПОСВЯЩЕННЫЙ М.В.ЛОМОНОСОВУ

 



Сегодня в школе почти не осталось места для разговора об этом необыкновенном человеке.
Уже само имя его – удивительное соединение волшебства, сказки, разгадки - собраны  воедино.

Тут и непростой русский Медведь, и Царственный Василий, и корень  глагола «ломать», «взламывать», пробовать, пробивать преграды, прячущие красоту и тайны Вселенной.

360 лет назад Ломоносову удалось убедить людей могущественных в необходимости создания Московского университета.

Александр Сергеевич Пушкин: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".
Университет!
Универсальные знания о людях, о Мире, о тайнах раскрытых и о тех, что еще не раскрыты для Человека!

Обоз – непонятное Слово?  
Десятки телег, лошади, кучера,- движутся по бескрайним русским просторам к центру России, в Москву.
По бесконечным русским просторам от Северных морей к центру Руси. Из Архангельска везут мороженую рыбу.
С этим обозом добирается в Москву юноша, одержимый  страстью учиться.

Жизнь Михаила Ломоносова за границей - настоящий приключенческий роман.
Тут и голод, потому что деньги на содержание отправленных на учебу юношей разворованы, тут и счастливое спасение от «ловцов» сильных юношей для прусской армии, и прорыв к знаниям, скупо отпускаемых для юношей из России.
В школе вы сегодня иногда делаете проектные работы. Первые открытия Ломоносова письма-отчеты, курсовые работы на заданные и на самостоятельно избранные темы.
Его интересуют возможности развития русской поэзии.
в 1735 году В.К. Тредиаковский (1703 - 1769), поэт и учёный, опубликовал сочинение «Краткий и новый способ сложения стихов Российских». В этой книге он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль.
Василий Тредиаковский предположил,  что русская речь дает возможность писать стихи, в которых будут учитываться и слоги (силлабо) и ударения (тоно),  т.е. на смену  силлабической может прийти силлабо-тоническая система стихосложения (то, что господствует в нашей поэзии  сегодня - это ямбы и
хореи, анапесты и дактили).
Ломоносов оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение, довёл до преобразование русского стиха.
В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства»,  в котором,  доказав (и теоретически, и отрывками  своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский,  но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их.
Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины - восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на одиннадцати и тринадцати сложные, как это делал Тредиаковский.
И Ломоносов  доказывает и предсказывает поэзию  19 и 20 века,  учитывая силу достижений  античной поэзии.
Как Гораций привил латинской поэзии поэтические завоевания греков,  так Ломоносов прививает эти стихотворные размеры российской поэзии и отмечает это в Оде к Мельпомене.
Для развития мысли необходимы удобные формы  выражения этих мыслей. Необходим понятный. Доступный,  сбалансированный  в простоте и  сложности язык. Удивительны работы Ломоносова в этой области (Учение о 3-х стилях).
Ломоносов излагает свое учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757).
Здесь он говорит, что в «российском» языке есть три рода «речений», т.е. три рода слов:
     - К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка, например: слова, рука, ныне, почитаю.
     - Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю, господень, насаждённый, взываю.  «Неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, напр., обаваю (очаровываю), рясны (ожерелье), овогда (иногда), свене (кроме)».
     - К третьему относятся слова,  которых нет в церковнославянских книгах, например:  говорю, ручей, который, пока, лишь  - т.е.  слова  чисто русские.
От различного сочетания слов этих трех групп рождаются три «штиля» - «высокий», «средний» (Ломоносов называл его «посредственным») и «низкий».
     «Высокий штиль» составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им должно писать героические поэмы, оды, а в прозе - ораторские речи «о важных материях».
     «Средний штиль» должен состоять преимущественно из русских слов, т, е. слов первого и третьего рода, к которым можно присоединить слова славянские, т. е. второго рода, но делать не надо с большой осторожностью, «чтобы слог не казался надутым». Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе - исторические, сочинения.
     «Низкий штиль» состоит исключительно из русских слов, которых нет в славянском языке. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни, а в прозе - письма, «описания обыкновенных дел».
В языке всегда много слов пришедших от соседей, слов из языков Мировой науки.
Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка «иностранщиной».   
Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем,  заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка и другие.
Без перевода Ломоносов оставил те научные и технические выражения и слова, которые или трудно  было перевести на русский язык, или они очень прочно с давних пор вошли в русский словарь. Но и их он старался приспособить к правилам русского языка, например: вместо употреблявшегося до него и в его время слова квадратуум он писал квадрат, вместо оризонт - горизонт, вместо препорция - пропорция.
Удивительная разносторонность интересов и достижений
С риском для жизни изучает он природу Шаровой молнии. Разрабатывает и расширяет области применения стекла. Доказывает и популяризирует сведения из области астрономии.  Он не перестает удивляться и восхищаться явлениями природы и ее тайнами.
Поэзия  почему-то более доходчива,  чем официальные письма и статьи. Она более действенна. Ломоносов –гражданин  России пишет  ОДА . Это «О и ДА»!
Ода это песня торжественная и утверждающая.  
Он пишет о богатстве российских недр о таланте народа о пользе науки…
Это, пожалуй,  то немногое что еще как-то сохранилось  в школьных программах (Ода  «На день восшествия императрицы Елизаветы Петровны»)
Богиня мудрости Минерва открывает скрытые в недрах богатства  Природы.
Науки юношей питают…
Берегут от несчастий,  украшают счастливой жизнью.
Ломоносов убеждает нас в том что «Может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать!»
Ты,  читатель этого журнала,   как никто понимаешь пользу науки и учебы. Это для тебя - восхищение Ломоносова,  рассказывающего о Бездне полной блеска.  О Северном сиянии,  которое недавно было видно в Москве.  О нашей Родине,  которая ждет своих Ньютонов и Платонов.
 
Г.М.Полонская
Учитель школы 199 /Москва/


ПРЕСС-ЦЕНТР В ШКОЛЕ

 

На вопрос «Нужен ли школе центр информации?» ученики давно уже отвечают положительно. Вот некоторые ответы на этот вопрос учеников школы 199 и Образовательного центра 293.
Школьный пресс-центр им представляется как: «вестник информации о школьной жизни», «подготовка к будущей профессии, « средство общения школьников разного возраста», «возможность развития творческих способностей», «летопись школы», «форма организации ребят после уроков», «средство рекламы и поддержания положительного имиджа школы в районе и городе», «один из обязательных атрибутов современной школы».
И в то же время следует сказать, что есть некоторые сомнения по поводу необходимости школьного пресс-центра. Наиболее важной оказалась «кадровая проблема». Многих беспокоит отсутствие интереса, инициативы, желания ребят участвовать в работе. Активность учащихся в деятельности школьной прессы может быть стимулирована организацией фестивалей, семинаров, тренингов, деловых игр, конкурсов. Устойчивое развитие школьной газеты, радиовещания, телевидения обеспечивается, если они становятся частью школьных традиций, когда участие в их работе является престижным.
Вместе с тем участники опроса акцентировали внимание на том, что ведущую роль в существовании школьных центров информации играют, как правило, яркие личности и инициативные группы. Была затронута проблема цензуры. Мнения школьников и учителей разделились. Педагоги не считают эту проблему актуальной, утверждают, что с их стороны цензуры нет, ученики могут поднимать любые проблемы, в том числе не всегда приятные для учителей и администрации школы. Между тем некоторые ученики признали, что есть темы, которые они не могут вынести на обсуждение в газете, видео и радиосюжетах.