УРОК, ПОСВЯЩЕННЫЙ М.В.ЛОМОНОСОВУ
|

Сегодня в школе почти не осталось места для разговора об этом необыкновенном человеке. Уже само имя его – удивительное соединение волшебства, сказки, разгадки - собраны воедино.
Тут и непростой русский Медведь, и Царственный Василий, и корень глагола «ломать», «взламывать», пробовать, пробивать преграды, прячущие красоту и тайны Вселенной.
 360 лет назад Ломоносову удалось убедить людей могущественных в необходимости создания Московского университета.
Александр Сергеевич Пушкин: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом". Университет! Универсальные знания о людях, о Мире, о тайнах раскрытых и о тех, что еще не раскрыты для Человека!
Обоз – непонятное Слово? Десятки телег, лошади, кучера,- движутся по бескрайним русским просторам к центру России, в Москву. По бесконечным русским просторам от Северных морей к центру Руси. Из Архангельска везут мороженую рыбу. С этим обозом добирается в Москву юноша, одержимый страстью учиться.
Жизнь Михаила Ломоносова за границей - настоящий приключенческий роман. Тут и голод, потому что деньги на содержание отправленных на учебу юношей разворованы, тут и счастливое спасение от «ловцов» сильных юношей для прусской армии, и прорыв к знаниям, скупо отпускаемых для юношей из России.
 В школе вы сегодня иногда делаете проектные работы. Первые открытия Ломоносова письма-отчеты, курсовые работы на заданные и на самостоятельно избранные темы. Его интересуют возможности развития русской поэзии. в 1735 году В.К. Тредиаковский (1703 - 1769), поэт и учёный, опубликовал сочинение «Краткий и новый способ сложения стихов Российских». В этой книге он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль. Василий Тредиаковский предположил, что русская речь дает возможность писать стихи, в которых будут учитываться и слоги (силлабо) и ударения (тоно), т.е. на смену силлабической может прийти силлабо-тоническая система стихосложения (то, что господствует в нашей поэзии сегодня - это ямбы и хореи, анапесты и дактили). Ломоносов оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение, довёл до преобразование русского стиха. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором, доказав (и теоретически, и отрывками своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины - восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на одиннадцати и тринадцати сложные, как это делал Тредиаковский. И Ломоносов доказывает и предсказывает поэзию 19 и 20 века, учитывая силу достижений античной поэзии. Как Гораций привил латинской поэзии поэтические завоевания греков, так Ломоносов прививает эти стихотворные размеры российской поэзии и отмечает это в Оде к Мельпомене. Для развития мысли необходимы удобные формы выражения этих мыслей. Необходим понятный. Доступный, сбалансированный в простоте и сложности язык. Удивительны работы Ломоносова в этой области (Учение о 3-х стилях). Ломоносов излагает свое учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757). Здесь он говорит, что в «российском» языке есть три рода «речений», т.е. три рода слов: - К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка, например: слова, рука, ныне, почитаю. - Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю, господень, насаждённый, взываю. «Неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, напр., обаваю (очаровываю), рясны (ожерелье), овогда (иногда), свене (кроме)». - К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь - т.е. слова чисто русские. От различного сочетания слов этих трех групп рождаются три «штиля» - «высокий», «средний» (Ломоносов называл его «посредственным») и «низкий». «Высокий штиль» составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им должно писать героические поэмы, оды, а в прозе - ораторские речи «о важных материях». «Средний штиль» должен состоять преимущественно из русских слов, т, е. слов первого и третьего рода, к которым можно присоединить слова славянские, т. е. второго рода, но делать не надо с большой осторожностью, «чтобы слог не казался надутым». Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе - исторические, сочинения. «Низкий штиль» состоит исключительно из русских слов, которых нет в славянском языке. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни, а в прозе - письма, «описания обыкновенных дел». В языке всегда много слов пришедших от соседей, слов из языков Мировой науки. Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка «иностранщиной». Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем, заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка и другие. Без перевода Ломоносов оставил те научные и технические выражения и слова, которые или трудно было перевести на русский язык, или они очень прочно с давних пор вошли в русский словарь. Но и их он старался приспособить к правилам русского языка, например: вместо употреблявшегося до него и в его время слова квадратуум он писал квадрат, вместо оризонт - горизонт, вместо препорция - пропорция. Удивительная разносторонность интересов и достижений
С риском для жизни изучает он природу Шаровой молнии. Разрабатывает и расширяет области применения стекла. Доказывает и популяризирует сведения из области астрономии. Он не перестает удивляться и восхищаться явлениями природы и ее тайнами. Поэзия почему-то более доходчива, чем официальные письма и статьи. Она более действенна. Ломоносов –гражданин России пишет ОДА . Это «О и ДА»! Ода это песня торжественная и утверждающая. Он пишет о богатстве российских недр о таланте народа о пользе науки… Это, пожалуй, то немногое что еще как-то сохранилось в школьных программах (Ода «На день восшествия императрицы Елизаветы Петровны») Богиня мудрости Минерва открывает скрытые в недрах богатства Природы. Науки юношей питают… Берегут от несчастий, украшают счастливой жизнью. Ломоносов убеждает нас в том что «Может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать!» Ты, читатель этого журнала, как никто понимаешь пользу науки и учебы. Это для тебя - восхищение Ломоносова, рассказывающего о Бездне полной блеска. О Северном сиянии, которое недавно было видно в Москве. О нашей Родине, которая ждет своих Ньютонов и Платонов. Г.М.Полонская Учитель школы 199 /Москва/
|
А МЫ УЖЕ СНИМАЕМ...
|
Программу ПЕРЕходный ВОЗраст" мы начали снимать Конечно, сразу всё не получится, но ведь Главное - начать. И снимали мы замечательного учителя и человека. "Вращаясь постоянно среди детей, сам чувствую себя молодым" - вот секрет "педагогического долголетия" Вадима Алексеевича Железнова. Говорят, директорами школ чаще всего становятся "историки" и "математики". У Вадима Алексеевича за плечами как раз МГПИ им. Потемкина, который он закончил в 1952 году по специальности "учитель математики и физики". Дальше ему предстоял нелегкий путь - сначала учителя математики, потом завуча, и с 1967 года - директора. На заре профильного обучения в школах Вадим Алексеевич не стал противиться намечавшейся тенденции и начал работу по преобразованию тогдашней 21-й школы в гимназию с углубленным изучением математики. Его деятельность неоднократно отмечали званием "Заслуженный учитель РФ", "Отличник народного просвещения", "Отличник просвещения СССР" и др. знаками отличия. После окончания гимназии многие ребята поступают в МГУ, РУДН, МИСиС, РГУ нефти и газа им.Губкина и другие ведущие вузы страны, с которыми у гимназии сложились дружеские отношения. Идеальный выпускник гимназии №1534, по мнению Вадима Алексеевича, - это как раз дисциплинированный, порядочный, творческий человек. Так писала о Вадиме Алексеевиче "Твоя газета". А наши ребята из "Перевоза" обязательно покажут сюжет и в гимназии, и на нашей странице здесь, но только тогда, когда он будет почти таким же хорошим, как герой нашей съемки.
|
ПРЕСС-ЦЕНТР В ШКОЛЕ
|
На вопрос «Нужен ли школе центр информации?» ученики давно уже отвечают положительно, Вот некоторые ответы на этот вопрос учеников школы 199 и Образовательного центра 293. Школьный пресс-центр им представляется как: «вестник информации о школьной жизни», «подготовка к будущей профессии, « средство общения школьников разного возраста», «возможность развития творческих способностей», «летопись школы», «форма организации ребят после уроков», «средство рекламы и поддержания положительного имиджа школы в районе и городе», «один из обязательных атрибутов современной школы». И в то же время следует сказать, что есть некоторые сомнения по поводу необходимости школьного пресс-центра. Наиболее важной оказалась «кадровая проблема». Многих беспокоит отсутствие интереса, инициативы, желания ребят участвовать в работе. Активность учащихся в деятельности школьной прессы может быть стимулирована организацией фестивалей, семинаров, тренингов, деловых игр, конкурсов. Устойчивое развитие школьной газеты, радиовещания, телевидения обеспечивается, если они становятся частью школьных традиций, когда участие в их работе является престижным. Вместе с тем участники опроса акцентировали внимание на том, что ведущую роль в существовании школьных центров информации играют, как правило, яркие личности и инициативные группы. Была затронута проблема цензуры. Мнения школьников и учителей разделились. Педагоги не считают эту проблему актуальной, утверждают, что с их стороны цензуры нет, ученики могут поднимать любые проблемы, в том числе не всегда приятные для учителей и администрации школы. Между тем некоторые ученики признали, что есть темы, которые они не могут вынести на обсуждение в газете, видео и радиосюжетах.
|
НАШ КОНКУРС
|
ТАПОЧКИ 
ТАПОЧКИ (тапочка, тапок, тапочек, тапки – ХОЙ!!!) Т [т] – согл., тв., глух.;А [а] – глас., ударн.;
П [п] – согл., тв., глух.; О [о] – гласн., б/уд.;Ч [ч’] – согл., мягк., глух.; К [к] – согл., тв., глух.; И [и] – гласн., б/уд. СЕМЬ БУКВ, СЕМЬ ЗВУКОВ (3 гласных, 4 согласных). 3 слога (1-й слог ударный))

ТАПОЧКИ – сущ., мужской р., мн.ч., 2 скл., Именительный падеж, в предложениях - ПОДЛЕЖАЩЕЕ и ДОПОЛНЕНИЕ. 
В быту носят на ногах, бьют тараканов и комаров.
Когда впервые были введены тапочки в оборот, неизвестно,
но предположительно ещё до н.э. появились их первые разновидности.
Тапочки любят и уважают с древнейших времён и по сей день.
АЛЛО!
Мы ищем… …ФАНАТОВ !!!

ФАНКЛУБ «ТАПОЧКИ» ищет супергорячих поклонников
МУЗЕЙНЫХ ТАПОЧЕК.
ЕСЛИ ТЫ СТОПТАЛ ИХ МНОГО, У ТЕБЯ ЕСТЬ ШАНС ПОЛУЧИТЬ СУПЕРПРИЗ
На конкурс принимаются адреса редких музеев и творческие отчеты об их посещении,
проспекты, программы, фотографии, рисунки, стихи и эссе.
Музеи могут быть обычными –
необычны твои творческие отчеты.
P.S. Музейные экспонаты, номерки и ТАПОЧКИ не принимаются!
|
|
 Школа 199, Москва
«Как Причастие и Деепричастие искали себе работу»
Причастие и Деепричастие решили найти себе работу. Пришли они в контору рядом с вечно шумящим лесом. Вызывают Причастие первым, спрашивают: «Как зовут?», «Что умеете делать?». Причастие отвечает:
- Зовут меня Причастие. Я самостоятельная часть речи, которая обозначает действие, проявляющееся во времени, признак предмета по действию. Моя мама – Прилагательное, а отец – Глагол, закончила Причастие.
- Ага. А на какие вопросы отвечаешь? Чем в предложении являешься? – не унимается секретарь. - Отвечаю я на вопросы «Какой?», «Какая?» Какие?», «Какое?». В предложении часто являюсь определением, реже сказуемым. Изменяюсь по числам, падежам и только в единственном числе могу быть мужеского, женского или среднего рода. Могу работать в разных темах, так как бываю совершенного и несовершенного вида, настоящего или прошедшего времени, - устало договорило Причастие.
Тут дверь открылась – на пороге стоит Деепричастие. Секретарь удивился их схожести. - Нам не нужно две одинаковые самостоятельные части – не успел договорить он, как Причастие вступилось за Деепричастие.
- Мы совершенно разные. Вот послушайте. - ну, начинайте, - сказал секретарь, приготовившись выслушать еще одно Резюме.
- Меня зовут Деепричастие. Я тоже самостоятельная часть речи, которая обозначает добавленное действие, выраженное глаголом. Я не изменяюсь, и бываю совершенного и несовершенного вида. В предложении являюсь обстоятельством. В отличии от моей сводной сестры, я с «НЕ» пишусь отдельно, и лишь в исключениях слитно. Да и вообще мы с Причастием лишь по отцу схожи, а матери у нас разные. У меня – Наречие. И отвечаю 
я на вопросы «Что делая?» и «Как?». - Да… - протянул секретарь, - Без вас, я вижу, не обойтись. Думаю, вы станете хорошими работниками.
Так и стали Причастие и Деепричастие работать в Русском языке. Причастие, занимающееся любимым делом, становилось всё более занятой, а Деепричастие, проходя мимо дома сестры, всегда заходило к ней.
А после рабочего дня они уставшие шли и, разговаривая о жизни, забывали о своих заботах и бедах. И благодаря этому они до сих пор дружат. Они между собой, а мы с ними.
Александра Башлыкова 7 «Г» Рисунок Татьяны Капустиной 8 «Б»
|
|
|
|