gen_1530.1.gif
Главная
Новости
Социум
Бизнес и Финансы
Связь и IT
Кино, театр
Музыкальные истории
Медицина и экология
Транспорт
Строительство
Страхование
Сервис и торговля
Книги
Музеи и выставки
События и люди
Образование
Женская логика
Энергетика, нефтехимия
Спорт и отдых
Знакомство
Песни Б. Примочкина
Дом советов
Стихи и проза
Дневники Л.Волкова
Детская
Переходный возраст
СТОП-КАДР
Отзывы наших читателей
Написать отзыв

 

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ


 

  


УРОК, ПОСВЯЩЕННЫЙ М.В.ЛОМОНОСОВУ

 



Сегодня в школе почти не осталось места для разговора об этом необыкновенном человеке.
Уже само имя его – удивительное соединение волшебства, сказки, разгадки - собраны  воедино.

Тут и непростой русский Медведь, и Царственный Василий, и корень  глагола «ломать», «взламывать», пробовать, пробивать преграды, прячущие красоту и тайны Вселенной.

360 лет назад Ломоносову удалось убедить людей могущественных в необходимости создания Московского университета.

Александр Сергеевич Пушкин: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".
Университет!
Универсальные знания о людях, о Мире, о тайнах раскрытых и о тех, что еще не раскрыты для Человека!

Обоз – непонятное Слово?  
Десятки телег, лошади, кучера,- движутся по бескрайним русским просторам к центру России, в Москву.
По бесконечным русским просторам от Северных морей к центру Руси. Из Архангельска везут мороженую рыбу.
С этим обозом добирается в Москву юноша, одержимый  страстью учиться.

Жизнь Михаила Ломоносова за границей - настоящий приключенческий роман.
Тут и голод, потому что деньги на содержание отправленных на учебу юношей разворованы, тут и счастливое спасение от «ловцов» сильных юношей для прусской армии, и прорыв к знаниям, скупо отпускаемых для юношей из России.

В школе вы сегодня иногда делаете проектные работы. Первые открытия Ломоносова письма-отчеты, курсовые работы на заданные и на самостоятельно избранные темы.
Его интересуют возможности развития русской поэзии.
в 1735 году В.К. Тредиаковский (1703 - 1769), поэт и учёный, опубликовал сочинение «Краткий и новый способ сложения стихов Российских». В этой книге он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль.
Василий Тредиаковский предположил,  что русская речь дает возможность писать стихи, в которых будут учитываться и слоги (силлабо) и ударения (тоно),  т.е. на смену  силлабической может прийти силлабо-тоническая система стихосложения (то, что господствует в нашей поэзии  сегодня - это ямбы и
хореи, анапесты и дактили).
Ломоносов оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение, довёл до преобразование русского стиха.
В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства»,  в котором,  доказав (и теоретически, и отрывками  своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский,  но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их.
Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины - восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на одиннадцати и тринадцати сложные, как это делал Тредиаковский.
И Ломоносов  доказывает и предсказывает поэзию  19 и 20 века,  учитывая силу достижений  античной поэзии.
Как Гораций привил латинской поэзии поэтические завоевания греков,  так Ломоносов прививает эти стихотворные размеры российской поэзии и отмечает это в Оде к Мельпомене.
Для развития мысли необходимы удобные формы  выражения этих мыслей. Необходим понятный. Доступный,  сбалансированный  в простоте и  сложности язык. Удивительны работы Ломоносова в этой области (Учение о 3-х стилях).
           Ломоносов излагает свое учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757).
Здесь он говорит, что в «российском» языке есть три рода «речений», т.е. три рода слов:
           - К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка, например: слова, рука, ныне, почитаю.
           - Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю, господень, насаждённый, взываю.  «Неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, напр., обаваю (очаровываю), рясны (ожерелье), овогда (иногда), свене (кроме)».
           - К третьему относятся слова,  которых нет в церковнославянских книгах, например:  говорю, ручей, который, пока, лишь  - т.е.  слова  чисто русские.
От различного сочетания слов этих трех групп рождаются три «штиля» - «высокий», «средний» (Ломоносов называл его «посредственным») и «низкий».
           «Высокий штиль» составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им должно писать героические поэмы, оды, а в прозе - ораторские речи «о важных материях».
           «Средний штиль» должен состоять преимущественно из русских слов, т, е. слов первого и третьего рода, к которым можно присоединить слова славянские, т. е. второго рода, но делать не надо с большой осторожностью, «чтобы слог не казался надутым». Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе - исторические, сочинения.
           «Низкий штиль» состоит исключительно из русских слов, которых нет в славянском языке. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни, а в прозе - письма, «описания обыкновенных дел».
В языке всегда много слов пришедших от соседей, слов из языков Мировой науки.
            Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка «иностранщиной».   
Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем,  заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка и другие.
Без перевода Ломоносов оставил те научные и технические выражения и слова, которые или трудно  было перевести на русский язык, или они очень прочно с давних пор вошли в русский словарь. Но и их он старался приспособить к правилам русского языка, например: вместо употреблявшегося до него и в его время слова квадратуум он писал квадрат, вместо оризонт - горизонт, вместо препорция - пропорция.
Удивительная разносторонность интересов и достижений
С риском для жизни изучает он природу Шаровой молнии. Разрабатывает и расширяет области применения стекла. Доказывает и популяризирует сведения из области астрономии.  Он не перестает удивляться и восхищаться явлениями природы и ее тайнами.
Поэзия  почему-то более доходчива,  чем официальные письма и статьи. Она более действенна. Ломоносов –гражданин  России пишет  ОДА . Это «О и ДА»!
Ода это песня торжественная и утверждающая.  
Он пишет о богатстве российских недр о таланте народа о пользе науки…
Это, пожалуй,  то немногое что еще как-то сохранилось  в школьных программах (Ода  «На день восшествия императрицы Елизаветы Петровны»)
Богиня мудрости Минерва открывает скрытые в недрах богатства  Природы.
Науки юношей питают…
Берегут от несчастий,  украшают счастливой жизнью.
Ломоносов убеждает нас в том что «Может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать!»
Ты,  читатель этого журнала,   как никто понимаешь пользу науки и учебы. Это для тебя - восхищение Ломоносова,  рассказывающего о Бездне полной блеска.  О Северном сиянии,  которое недавно было видно в Москве.  О нашей Родине,  которая ждет своих Ньютонов и Платонов.
 
Г.М.Полонская
Учитель школы 199 /Москва/


А МЫ УЖЕ СНИМАЕМ...

 

Программу ПЕРЕходный ВОЗраст" мы начали снимать
Конечно, сразу всё не получится, но ведь Главное - начать.

И снимали мы замечательного учителя и человека.
"Вращаясь постоянно среди детей, сам чувствую себя молодым"   - вот секрет "педагогического долголетия" Вадима Алексеевича Железнова.
Говорят, директорами школ чаще всего становятся "историки" и "математики". У Вадима Алексеевича за плечами как раз МГПИ им. Потемкина, который он
закончил в 1952 году по специальности "учитель математики и физики".
Дальше ему предстоял нелегкий путь - сначала учителя математики, потом завуча, и с 1967 года - директора. На заре профильного обучения в школах Вадим Алексеевич не стал противиться намечавшейся тенденции и начал работу по преобразованию тогдашней 21-й школы в гимназию с углубленным изучением математики. Его деятельность неоднократно отмечали званием "Заслуженный учитель РФ",  "Отличник народного просвещения", "Отличник просвещения СССР" и др. знаками отличия.
После окончания гимназии многие ребята поступают в МГУ, РУДН, МИСиС, РГУ нефти и газа им.Губкина и другие ведущие вузы страны, с которыми у гимназии сложились дружеские отношения. Идеальный выпускник гимназии №1534, по мнению Вадима Алексеевича, - это как раз дисциплинированный, порядочный, творческий человек.
Так писала о Вадиме Алексеевиче "Твоя газета".
А наши ребята из "Перевоза" обязательно покажут сюжет и в гимназии, и на нашей странице здесь, но только тогда, когда он будет почти таким же хорошим, как  герой нашей съемки. 


ПРЕСС-ЦЕНТР В ШКОЛЕ

 

На вопрос «Нужен ли школе центр информации?» ученики давно уже отвечают положительно,
           Вот некоторые ответы на этот вопрос учеников школы 199 и Образовательного центра 293. Школьный пресс-центр им представляется как: «вестник информации о школьной жизни», «подготовка к будущей профессии, « средство общения школьников разного возраста», «возможность развития творческих способностей», «летопись школы», «форма организации ребят после уроков», «средство рекламы и поддержания положительного имиджа школы в районе и городе», «один из обязательных атрибутов современной школы».
           И в то же время следует сказать, что есть некоторые сомнения по поводу необходимости школьного пресс-центра. Наиболее важной оказалась «кадровая проблема». Многих беспокоит отсутствие интереса, инициативы, желания ребят участвовать в работе. Активность учащихся в деятельности школьной прессы может быть стимулирована организацией фестивалей, семинаров, тренингов, деловых игр, конкурсов. Устойчивое развитие школьной газеты, радиовещания, телевидения обеспечивается, если они становятся частью школьных традиций, когда участие в их работе является престижным.
           Вместе с тем участники опроса акцентировали внимание на том, что ведущую роль в существовании школьных центров информации играют, как правило, яркие личности и инициативные группы. Была затронута проблема цензуры. Мнения школьников и учителей разделились. Педагоги не считают эту проблему актуальной, утверждают, что с их стороны цензуры нет, ученики могут поднимать любые проблемы, в том числе не всегда приятные для учителей и администрации школы. Между тем некоторые ученики признали, что есть темы, которые они не могут вынести на обсуждение в газете, видео и радиосюжетах. 


НАШ КОНКУРС

 



     ТАПОЧКИ    


        ТАПОЧКИ 
(тапочка, тапок, тапочек, тапки – ХОЙ!!!)

Т [т] – согл., тв., глух.;А [а] – глас., ударн.;

П [п] – согл., тв., глух.;

О [о] – гласн., б/уд.;

Ч [ч’] – согл., мягк., глух.;

К [к] – согл., тв., глух.;

И [и] – гласн., б/уд.

СЕМЬ БУКВ, СЕМЬ ЗВУКОВ (3 гласных, 4 согласных). 
3 слога  (1-й слог ударный))

 


ТАПОЧКИ – сущ., мужской р., мн.ч., 2 скл.,

Именительный падеж, в предложениях  -  ПОДЛЕЖАЩЕЕ и ДОПОЛНЕНИЕ.

В  быту носят на ногах, бьют тараканов и комаров.



Когда впервые были введены тапочки в оборот, неизвестно,

но предположительно ещё до н.э. появились их первые разновидности.





Тапочки любят и уважают с древнейших времён и по сей день.                        

АЛЛО!

Мы ищем…      …ФАНАТОВ !!!



ФАНКЛУБ «ТАПОЧКИ» ищет  супергорячих поклонников   

МУЗЕЙНЫХ ТАПОЧЕК.


ЕСЛИ ТЫ СТОПТАЛ ИХ МНОГО, У ТЕБЯ ЕСТЬ ШАНС ПОЛУЧИТЬ
  СУПЕРПРИЗ 

На конкурс принимаются адреса редких музеев и творческие
отчеты об их посещении,

проспекты, программы, фотографии, рисунки, стихи и эссе.

Музеи могут  быть обычными –

необычны твои творческие отчеты.

  

P.S. Музейные экспонаты, номерки и ТАПОЧКИ не принимаются!

 


 


                                                 Школа 199, Москва

«Как Причастие и Деепричастие искали себе работу»


Причастие и Деепричастие решили найти себе работу. Пришли они в контору рядом с вечно шумящим  лесом.  Вызывают Причастие первым, спрашивают: «Как зовут?», «Что умеете делать?».

Причастие отвечает:

- Зовут меня Причастие. Я самостоятельная часть речи, которая обозначает действие, проявляющееся во времени,  признак предмета по действию. Моя мама – Прилагательное, а отец – Глагол, закончила Причастие.


- Ага. А на какие вопросы отвечаешь? Чем в предложении являешься? – не унимается секретарь.

- Отвечаю  я на вопросы «Какой?», «Какая?» Какие?», «Какое?». В предложении часто являюсь определением, реже сказуемым. Изменяюсь по числам, падежам и только в единственном числе могу быть мужеского, женского или среднего рода. Могу работать в разных темах, так как бываю совершенного и несовершенного  вида, настоящего или прошедшего времени, - устало договорило Причастие.

Тут дверь открылась – на пороге стоит  Деепричастие. Секретарь удивился их схожести.

- Нам не нужно две одинаковые самостоятельные части – не успел договорить он, как Причастие вступилось за Деепричастие.

- Мы совершенно разные. Вот послушайте.

- ну, начинайте, - сказал секретарь, приготовившись выслушать еще одно Резюме.

- Меня  зовут Деепричастие. Я тоже самостоятельная часть речи, которая обозначает добавленное действие, выраженное глаголом. Я не изменяюсь, и бываю совершенного и несовершенного вида. В предложении являюсь  обстоятельством. В отличии от моей  сводной сестры,  я с «НЕ» пишусь отдельно, и лишь в исключениях слитно. Да и вообще мы с Причастием лишь по отцу  схожи, а матери у нас разные. У меня – Наречие. И отвечаю

я на вопросы  «Что делая?» и «Как?».

- Да… - протянул секретарь, - Без вас, я вижу, не обойтись. Думаю, вы станете хорошими работниками.

Так и стали Причастие и Деепричастие работать в Русском языке.

Причастие, занимающееся любимым делом, становилось всё более занятой, а Деепричастие, проходя мимо дома сестры, всегда заходило к ней.

А после рабочего  дня они уставшие шли и, разговаривая о жизни, забывали о своих заботах и бедах. И благодаря этому  они до сих пор дружат.

Они между собой, а мы с ними. 

Александра Башлыкова  7 «Г»

Рисунок Татьяны Капустиной  8 «Б»